Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, практическое применение полученных знаний при выполнении действий со степенями.
- Развивать логическое мышление, математическую речь.
- Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, волевые качества, прививать любовь к родному краю.
Оборудование: карточки: с тестом, с/работой, лото, магнитофон, кроссворд, интерактивная доска, презентация (Приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Организационные вопросы
2. Проверка домашнего задания (консультанты)
Перед вами три эталона эмоций, с помощью
которых вы можете выразить свое отношение:
а) в начале урока – к предмету;
б) в конце урока – впечатление от урока.
Поднимите, пожалуйста, эталон эмоций, который соответствует вашему отношению к предмету. Спасибо.
3. Актуализация знаний
3.1. Определение степени с натуральными показателем.
3.2. Тест со взаимопроверкой
Вариант 1.
1. Представьте произведение в виде степени.
1) 17 . 17 . 17
а) 17 . 3
б) 173
в) 4913.
2) в . в . в . в . в
а) в5;
б) 5в;
в) 5в.
3) –0,3 . (–0,3) . (–0,3) . (–0,3)
а) 0,3 . 4
б) –0,34
в) (–0,3)4.
4) (в + с)(в + с)
а) (в + с) . 2
б) (в + с)2
в) в2 + с2.
2. Упростить выражение:
а) . 4 . 5 . 3
б) 53 . ()4;
в) 53
Вариант 2.
1. Представьте произведение в виде степени
1)13 . 13 . 13 . 13
а)13 . 4;
б)134;
в) 28561.
2) а . а . а . а
а) а4;
б) 4 . а;
в) 4а.
3) (– ) . (– ) . (– ) . (– )
а) (– )4;
б)(– ) . 4;
в) –
2. Упростить выражение:
l) 7 . 7 . 7 . 7
a) 74 . ()3
б)7 . 4 .
в) 74.
2) (а + в) . (а + в) . (а + в) . 5 . 5 . 5
а) (а + в)3 . 125
б) 3(а + в) . 15
4. Решение упражнений (путешествие по городу).
4.1 Я вам предлагаю совершить экскурсию
по городу, побывать в центре города,
познакомиться с памятными местами. Ну, а чтобы
дорога до центра города не была скучной я вам
предлагаю повторить действия со степенями и
устроить соревнование.
В дорогу разрешается брать с собой ум, смекалку,
знания. Запрещается толкаться, ругаться, громко
шуметь.
– Какие действия со степенями вы знаете?
– Как умножить степени с одинаковыми
основаниями? (вопрос I ряду)
– Как разделить степени с одинаковыми
основаниями? (вопрос II ряду)
– Как возвести степень в степень? (вопрос III ряду)
Итак, команде I ряда присваивается название
«Умножение», II ряда – «Деление», III ряда –
«Возведение».
Основной общественный транспорт в нашем городе
– это автобусы. Ну, а чтобы нам отправиться в
путь, водитель и кондуктор каждого автобуса
сдают на права, а пассажиры занимают свои места и
поднимают карточку с номером места.
46 * 0,256 = 1
Рисунок 1.
4.2. Итак, мы справились с I заданием и
можем отправиться в путь. Я буду вашим
экскурсоводом. Посмотрите, какая
прекрасная погода, настоящая русская зима
с крепким морозом и снегопадом. Но, что такое мы
не можем проехать?! Так много снега! Каждой
команде предстоит рассчитать свой участок
дороги.
Приглашаются по 1 пассажиру от каждой
команды для расчистки снега. (Собрать снежинки с
верными ответами.)
4.3. Мы продолжаем наш путь. А впереди
нас ждет еще трудное задание.
По диагонали, горизонтали и вертикали
произведение степеней равно – а15.
Заполнить пустые клетки прямоугольников.
а6 | а2 | а6 | ||||||||
а3 | а5 | а5 | ||||||||
а8 | а4 | а8 |
Правильно ответив на вопросы команды получат законченные фотографии различных уголков нашего города. Слово командам.
4.4. И последний конкурс.
Продолжить фразу.
А) Умножение степеней –
Нет уж действия мудрей …Б) При делении степеней
Сокращений не жалей …В) Степень в степень возводи
По сторонам ты не гляди ...
Кондуктора подводят итог конкурса.
4.5. Вот мы с вами и в центре города. На
дорогах нельзя отвлекаться, задумываться,
играть. Перед нами светофор.
На верный ответ – зеленая карточка.
На неверный ответ – красная карточка, (с
объяснением)
НЕТ ДА
А) 5 . 5 . 5 .
5 = 45 Б)
34 = 3 . 3 . 3
.
3
В)(–3)2 = –3 . 3 = – 9
Г) 71 = 1
Д) 70 = 1
Е) 23 . 27 = 221
Ж) 23 . 27 = 410
З) 230 : 210 = 23
И) (х3)5 = х15
4.6. .А вот и книжный магазин. Давайте
купим тетради с печатной основой по алгебре. Они
нам пригодятся на уроках. Здесь очень интересные
задания, но прежде чем к ним приступить проверим
теорию.
Выбери верный ответ на вопросы теста №2 с
самопроверкой (на магнитофоне).
I вариант | II вариант |
1. Отрицательное число в четной степени больше нуля. | 1. Отрицательное число в нечетной степени больше нуля. |
2. Положительное число в любой степени больше нуля. | 2. Положительное число в любой степени больше нуля. |
3. Положительное число меньше любого отрицательного числа в нечетной степени. | 3. Число в нечетной степени есть число отрицательное. |
4. Отрицательное число в четной степени есть число отрицательное. | 4. Отрицательное число в четной степени больше нуля. |
5. Отрицательное число в четной степени больше положительного числа. | 5. Отрицательное число в нечетной степени есть число положительное. |
Стр. 24 тетради. Сравнить!
(– 37)24 и (– 4)2;
(– 25)5 и 0;
(– 28)14 и 0.
4.7. Стихотворение «Ртищево мое не варит стали» стр. 151.
«Ртищево – России перекресток»
Ртищево мое не варит стали
И в забое уголь не кайлит,
Рельсами связав крутые дали,
День и ночь составами гремит.
Поезда несутся неустанно
Сквозь дожди,
Сквозь зной,
Сквозь снегопад.
Как рассвет приходят с Казахстана
И к Днепру закатами спешат.
«Скорые», разрезав ночь огнями,
К нам влетают в сонный городок.
С севера – холодными ветрами,
С юга – шумом моря и дорог.
Нам своими стали эти звуки,
Что всегда стремления полны, –
Колыбельной стали перестуки
Для моей приволжской стороны.
И путейцы, точно часовые,
Свой несут бессменный караул.
Чтобы пели дали голубые
И летел в сердца вошедший гул.
Ртищево – России перекресток,
Вот и все, чем город знаменит,
И живет он необычно просто,
День и ночь составами гремит.Громов А.А. и Кузнецов И.А.
Ртищево возник как пристанционный поселок, а вот в каком же году Ртищево присвоили статус города мы сейчас с вами вычислим.
В нашем городе построены 2 памятника архитектуры. В 1889г. церковь «Александра Невского и ДК железнодорожников по проекту московских архитекторов. А вот в каком году я вам и предлагаю вычислить 2 способами.
5. Возвращаясь, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. И выбрать запрограммированный ответ:
I вар. Браво
II вар. Верно
Листочки, написанные через копирку с самостоятельной работой собрать.
6. Итоги урока (ответим на вопросы кроссворда).
Кроссворд.
- Итак, перед вами … (степень)
- Где n принимает какие значения? (Натуральные)
- а – это … (Основание)
- n – называется… (показатели)
- Если отрицательное число возвести в четную степень, то получим ответ… (положительный)
- Если отрицательное число возвести в нечетную степень, то получим число… (отрицательное)
- Основное свойство дробей применяется при … (сокращение)
Поднимите, пожалуйста, эталон эмоций, который характеризует ваше отношение к уроку.
Домашнее задание: составить выражения со степенями, решить их и получить ответы:
1871 (год возникновения поселка)
149 – число улиц города.
80 – ? (как связано число с названием г.Ртищево)