Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение.
Цель урока: раскрыть красоту русской природы через восприятие реального и художественного изображения, содействовать развитию эмоционально-эстетической отзывчивости учащихся средствами комплексного воздействия искусств;
Задачи:
- дать представление о том, как художники, поэты, писатели в своих произведениях воспевают красоту русской природы;
- развивать умение сотрудничать в ходе совместной работы, закрепить навыки кистевой росписи (Городец);
- формировать умения видеть вокруг себя прекрасное;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Зрительный ряд: репродукции картин: А.К.Саврасов «Грачиприлетели», И.Е.Репин «Осенний букет», П.П. Кончаловский «Сирень», А.М.Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», А.Г.Венецианов «Крестьянка с васильками», И.Э.Грабарь «Хризантемы», О.А.Кипренский «Девочка в маковом венке»; различные цветочные композиции; динамический плакат с изображением царевны Весны (Рисунок 1).
- Литературный ряд: пословицы, поговорки, высказывания, отрывки из стихов о цветах.
- Музыкальный ряд: звуки природы «Лес», «Сад»; П.И.Чайковский «Вальс цветов».
- ТСО: магнитофон.
- Инструменты и материалы: однотонная закрашенная акварелью бумага (цвета – красный, синий, желтый, зеленый), кисти, гуашь.
Задание: вариация и импровизация на тему Городецкой росписи – сказочные цветы.
План урока:
- Организационный момент.
- «Сказание о цветах» (10 мин.)
- Повторение элементов росписи (2 мин.)
- Выполнение задания (20 мин.). В ходе выполнения задания делается перерыв на 3 минуты для физминутки для глаз, шеи, плеч, кистей.
- Анализ работ. (5 мин.)
- Подведение итогов. (3 мин.).
Сценарий урока:
Учитель.
– Ребята, я хочу поделиться с вами одним
секретом: Я люблю сказки, мало того – я в них верю.
– А вы?
Так давайте вместе сочиним нашу сказку. Сказка
наша будет необычная: мы ее не только расскажем,
но и нарисуем. А сказ наш о красавице Царевне
Весне, Красоте, Цветах. А назовем мы ее – «Вальс
цветов».
Каждый год приходит Весна, чтобы разбудить землю
после зимнего сна, украсить ее. Весна –
пробуждение природных сил, олицетворение начала,
символ юности.
Ничего еще не расцветало.
Спят луга и местные сады.
Между голых веток краснотала
Голубеют лыжные следы.
Но уже береза на опушке
Прямо в снег роняет семена.
Подойдешь, а на снегу – веснушки,
Значит, рядом прячется весна.
Учитель. Я стою у одной из лучших
картин Алексея Кондратьевича Саврасова
– “Грачиприлетели” (Рисунок
2). Что же мы видим на этом полотне? Удивительный
весенний свет, наполнивший всю картину и
по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный
бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего
снега открыли землю, отразили силуэты деревьев,
на потемневший снег упали тени от молодых
березок, озарилось розовато-золотистым светом
плотное облако, а на обозримых далях обнажились
проталины. Лед на пруду растаял, да и снег потерял
уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у
зрителей происходило величайшее чудо рождения
весны. Начало весны – все будто бы рождается
заново. К светло-голубому с высокими облаками
небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками
ветки берез. На них с шумом и граем опускается
стая грачей.Грачи прилетели! С веселыми криками
они летают над деревьями, хлопочут о жилье.
Сколько звуков в этой природе! Слышите, как
перекликаются птицы и звенит капель, как
шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают
кривые стволы… Рождается тихая, просветленная
мелодия.
Человек, природа – все проснулось и начинает
жить. Жить полной жизнью. Вот сходит снег,
пробивается первая травка. Теперь землю надо
украсить.
– А чем же украшает Весна? Чем красит она?
Конечно же, цветами. Да, да, красота – это цветы.
Такие прекрасные, такие разные. Тихие и
задумчивые, разговорчивые и веселые. Они еще и
разговаривают. Речь их тихая, беззвучная, но она
трогает наши сердца, проникает в душу, в самые
укромные ее уголки. Природа подарила нам
прекрасное и нежное творение. Это самый
драгоценный дар земли. Художники – искатели
красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к
чему мы обычно остаемся равнодушны. Они помогают
нам понять всю прелесть окружающего мира. Цветы
манят художника неповторимой красотой, рождают в
душе свое, особенное чувство. Глядя на картины,
наши глаза становятся зорче, сердце – добрее,
душа – прекраснее.
Известный художник Петр Петрович
Кончаловский писал: «В цветах есть все, что
существует в природе, только в более утонченных и
сложных формах…» Букеты цветов, особенно букеты
сирени, художник писал на протяжении всей
жизни. (Рисунок 3) Эти
натюрморты, написанные с исключительным
живописным мастерством, пронизаны оптимизмом
и восторгом перед неиссякаемой красотой природы.
Огромные пышные кисти белой и лиловой сирени
дышат свежестью только что срезанных влажных
цветов. Также на других репродукциях сегодняшней
галереи цветы выступают то как главные герои («Хризантемы»
И.Э.Грабарь) (Рисунок 4) ,
то как украшение, дополнение или завершение
главной темы (И. Е. Репин «Осенний букет» (Рисунок 5), А.М.Герасимов «После
дождя. Мокрая терраса» (Рисунок 6),
А.Г.Венецианов «Крестьянка с васильками» (Рисунок 7), О.А.Кипренский «Девочка
в маковом венке» (Рисунок 8)).
Цветы вдохновляли и поэтов:
– Ребята, может, кто знает стихи о цветах? (Читают
стихи).Слышала я одну красивую легенду о моем
любимом цветке – тюльпане: когда-то в цветке
тюльпана было спрятано человеческое счастье. Кто
бы ни пытался, какой бы силой ни обладал, раскрыть
бутон не мог. Но вот как-то к нему прикоснулись
детские руки, цветок распустился, и к людям
пришло счастье.
– А вот сказание о первом весеннем цветке:
Подснежник
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева
были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве стало
холодно. Тогда пожалев ее. Несколько снежинок
превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела.
В ней ожила надежда. С тех пор этот цветок стал
вестником весны, приближения теплых дней.
– А вы знаете легенды о цветах? (рассказывают
легенды).
О цветах кроме этого поют песни («Ландыши»,
«Незабудка», «Миллион алых роз», «Три розы»,
«Ромашки спрятались…», «Полевые цветы»,
«Городские цветы»), рассказывают сказки
(«Аленький цветочек» и др.).
– А какие цветы вы знаете? Поиграем в игру: вы
по очереди называете цветочки, какая группа
назовет название цветка последней, та и выиграла.
Ну, а у нас скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается. Возьмемся за дело? Ежегодно
Царевна Весна созывает бал, куда приглашаются
все-все цветы. Вся красота земли собирается на
этом балу.
И у нас есть приглашение.
Посмотрите, солнца луч
К нам пробился из-за туч,
Осветил всю землю вмиг,
В рощу зимнюю проник.
Разбудил он ручеек,
Первый мартовский цветок,
Птицам указал дорогу,
Отогрел всех понемногу.
Все сверкает, как в том сне.
Ах, весна! Привет весне!
Пусть мечта осуществится.
Эй, по белу свету, птицы,
Разлетайтесь поскорей,
Созовите всех гостей.
Пусть, кто взрослый и кто мал
Едут к нам сюда на бал.
– Примем приглашение, ребята? Отправим свои
цветы на бал? Ведь цветы у нас не обыкновенные, а
сказочные, волшебные. Ребята, цветы мы с вами
будем выполнять в технике Городецкой росписи.
– Какие цвета мы будем использовать? (Зеленые,
золотые, желтые, голубые, синие, коричневые,
розовые и красные).
– Что придает росписи особую выразительность?
(Штрихи, линии, точки, дуги) – «оживка» (белая и
черная).
После того как цветочки будут готовы, я попрошу
представителя от каждой группы собрать и
преподнести их героине нашей сегодняшней сказки
(наклеить на динамический плакат). А затем вас
ждет сюрприз!
Приступайте к работе. Желаю вам высокого полета
фантазии, чтоб цветочки ваши получились самые
красивые, сказочные, волшебные, чтобы на балу у
Царевны Весны они были самые прекрасные.
Выполнение задания
Минут через 8-9 делаем перерыв на физминутку. «В весеннем саду».
Завершение работ. Анализ
Начинается бал, цветы танцуют вальс. Ребята вклеивают работы на динамический плакат, вместе сравнивают свои работы. Царевне Весне так понравились цветы, что она от удивления разводит руками, потому что никогда не видела такой красоты. (Рисунок 1)
Подведение итогов
Выставляются оценки: за завершенные работы – 5 (учитывается композиция примененных узоров, яркость красок, фантазия); тем, кто не завершил работы – 4, за труд, старание.
Благодарю за прекрасную работу. Так держать!
Уборка рабочего места