Категория участников: родители и дети объединения «Бисероплетение».
Цели:
- способствовать сплочению детского и родительского коллектива объединения.
- познакомить учащихся и их родителей со старинным русским праздником «Кузьминки»;
- научить плести цветы незабудки из бисера;
- формировать дружеские отношения между всеми участниками, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Зрительный ряд:
- Демонстрационный материал:
- схемы (изготовление лепестка, листика, сборка цветка)
- корзинка с овощами и фруктами, салфетка.
- вазочка с незабудками.
- клубок.
- загадки, викторины.
- Раздаточный материал: бисер голубого, зелёного цвета, бусинка-серединка, проволока 8см, 25см, салфетка.
Музыкальный ряд: магнитофон, аудиокассета с записью русских народных песен.
Список литературы: журнал «Последний звонок», вып № 4, 1999 г.
Этапы проведения творческой встречи с родителей
1 Эмоциональный настрой, объявление темы | 2. Знакомство со старинным праздником «Кузьминки» | 3. Изготовление цветов из бисера | 4. Итог |
Музыка русских народных песен. Приветствие детей и их родителей. Игра на знакомство «Снежный клубок» |
Рассказ о празднике «Кузьминки» двух ведущих. | Объяснение учащимися схемы плетения
цветка по 3 этапам. Выполнение изделия детьми и их родителями. Игра «Угадай на ощупь», загадки, викторины. Продолжение и заключение в выполнение цветов незабудок из бисера. |
Составление ведущего букета из
отдельных цветов и показ результата совместной
работы детей и родителей. Заключительное слово ведущего и объявление окончания мероприятия. |
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Место проведения: изба.
Действующие лица: 1 ведущий, 2 ведущий.
Здравствуйте уважаемые родители и ваши дети! Я
рада видеть вас в нашем Доме детского творчества.
Сегодня мы с вами собрались в необычном месте, в
русской избе, чтобы отпраздновать старинный
русский праздник кузьминки. На улице мороз,
холод, а у нас в избе тепло, которое излучают ваши
улыбки, ваши сердца. В нашей избе очень уютно, всё
здесь как настоящее, русская печка, скамейки,
лавка и т. д. Но, прежде, чем мы начнём наши
посиделки, мы с вами должны познакомиться.
Давайте поиграем в игру «Снежный клубок». Каждый
из вас будет называть имена предыдущих
участников и назвать своё имя, передавая клубок.
Таким образом, мы будем наматывать на наш
клубок свои имена. Давайте начнём, меня зовут
Любовь Витальевна, и я передаю клубок…
Ну, вот мы и познакомились, а теперь пора
начинать наш праздник.
1-й ведущий. 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма – Демьян – ремесленники, курятники».
2-й ведущий. А в народе этот день называли просто Кузьминки. Да ещё и приговаривали: «Кузьминки – об осени одни поминки», «Кузьминки – встреча зимы».
1-й ведущий. В этот день примечали, какой будет погода зимой.
2-й ведущий. Немало народных примет было связано с этим днём.
1-й ведущий. Снежный день на кузьминки, обещает будущей весной большой разлив.
2-й ведущий. Если на «Козьмодемьяна» лист остаётся на дереве, то на другой год будет мороз.
1-й ведущий. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Кузьма- Демьян – кузнец куёт лёд на земле и на водах.
2-й ведущий. Закуёт Кузьма – Демьян – до весны красной не расковать.
1-й ведущий. Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремёсел, главным образом кузнечного искусства и женского рукоделия.
2-й ведущий. С Кузьмы – Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и обращаются к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше: Батюшка Кузьма – Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними. С этого дня взрослые женщины начинали обучать ремеслу девочек.
1-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местностях существует даже обычай, в силу которого девушка – невестка считается в день Кузьмы и Демьяна хозяйкой дома. А хозяйками нашего дама будут девочки, они и будут обучать своих мам рукоделию бисероплетение. А научат вас девочки плести из бисера цветочки незабудки. В 2010 году мы будем отмечать 65-летие Победы в Великой Отвечественной войне. Букет, который мы сегодня сделаем, посвятим этому событию.
(Дети по схеме объясняют родителям последовательность выполнения цветочков и листочков)
Для того, чтобы изготовить цветок незабудку, нам потребуется голубой бисер, проволока. На середину проволоки набираем 10 бисеринок и одним концом проволоки проходим в первую набранную бисеринку, образуется петелька- лепесток. На эту же проволоку набираем опять 10 бисеринок и формируем вторую петельку, и так нам необходимо изготовить 6 петелек-лепестков. Далее делаем листочки. На другую проволоку набираем 10 бисеринок зелёного цвета, проходим в первую. Концы скручиваем, получился листочек. Для одного цветка делаем 2-3 лепестка. Когда цветочек и листочки готовы, производим сборку цветка. В середину цветка помещаем серединку, состоящую из бусинки, закручиваем всё вместе, затем прикручиваем листочки, получился цветок.
Работа продолжается 20 мин.
1-й ведущий. В избе молодёжь не ограничивалась только рукоделием. Непременно звучали песни и разыгрывались игры. И сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.
Игра «Угадай на ощупь фрукт или овощ»
По очереди подходят к корзине с фруктами и овощами, накрытыми салфеткой и на ощупь берут и определяют название, затем достают и всем показывают.
Викторина
- О каком растении говорили, что оно от семи недугов? (Лук)
- Какой овощ называли «Красной солью»? (Красный перец)
- У какого растения самые большие в мире плоды? (Тыква)
- Какая ягода растёт в пустыне, где даже травы нет? (Арбуз)
- Какой овощ называют зелёным яблоком? (Картофель)
- У какого съедобного растения человеческое имя? (Петрушка)
- У какого овоща два имени? (Томат – помидор)
- Варённые в воде фрукты. (Компот)
- Картофель всмятку. (Пюре)
- Деликатес из кабачков. (Икра)
- Абрикос, объявивший сухую голодовку. (Курага)
- Раздорный фрукт. (Яблоко)
- Манящая ягода. (Малина)
Загадки:
1. Само в кулачок, красный бочок,
потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)
2. В сенокосе – горька ,а в мороз –
сладка, что за ягода? (Рябина)
3. Две сестры летом зелены, к осени одна
краснеет, другая чернеет. (Смородина)
4. Сидит рядом с нами, Смотрит чёрными
глазами, черна, сладка, мала и всем мила. (Черника)
5. Низок, да колюч, сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
6. Было зелёное платье атласное, нет, не
понравилось, выбрала красное, но надоело также и
это – платье надела синего цвета. (Слива)
7. Красненькая матрёшка, беленькое
сердечко. (Малина)
8. В колыбельке подвесной, летом житель
спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он
попадёт. (Орех)
9. Все детки на ветках, с рожденья в
беретках, с деревьев упадут – береток не найдут. (Жёлудь)
10. Сижу на тереме, мала как мышь. Красна
как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)
11. На солнце я похожий, и солнце я люблю.
За солнцем поворачиваю я голову свою. (Подсолнечник)
12. Самый алый, сахарный, кафтан зелёный,
бархатный. (Арбуз)
Дети и родители продолжают изготавливать цветы.
Заключение
1-й ведущий. Ну что ж, вы просто молодцы! Так ведь, как говорится – шила в мешке не утаишь.
Дети и родители отдают свои цветы ведущему, который установил их в вазочку.
1-й ведущий (берёт в руки букет и показывает его всем): Какой красивый букет получился!
2-й ведущий. Ну, друзья, да подружки, все мы хорошо отдохнули, потрудились, пора и по домам идти.