Сценарий творческой мастерской на тему "Кузьминки"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Категория участников: родители и дети объединения «Бисероплетение».

Цели:

  • способствовать сплочению детского и родительского коллектива объединения.
  • познакомить учащихся и их родителей со старинным русским праздником «Кузьминки»;
  • научить плести цветы незабудки из бисера;
  • формировать дружеские отношения между всеми участниками, чувство коллективизма,  взаимопомощи.   

Зрительный ряд:

  • Демонстрационный материал:
    • схемы (изготовление лепестка, листика, сборка цветка)
    • корзинка с овощами и фруктами, салфетка.
    • вазочка с незабудками.
    • клубок.
    • загадки, викторины.
  • Раздаточный материал: бисер голубого, зелёного цвета, бусинка-серединка, проволока 8см, 25см, салфетка.

Музыкальный ряд: магнитофон, аудиокассета с записью русских народных песен.

Список литературы: журнал «Последний звонок», вып № 4, 1999 г.

Этапы проведения творческой встречи с родителей

1  Эмоциональный настрой, объявление темы 2.  Знакомство  со  старинным праздником «Кузьминки» 3. Изготовление цветов из бисера 4. Итог
  Музыка русских народных песен.
Приветствие детей и их родителей.
Игра на знакомство «Снежный клубок»
   Рассказ о празднике «Кузьминки» двух ведущих.  Объяснение учащимися схемы плетения цветка по 3 этапам.
Выполнение изделия детьми и их родителями.
Игра «Угадай на ощупь», загадки, викторины.
Продолжение и заключение в выполнение цветов незабудок из бисера.
 Составление ведущего букета из отдельных цветов и показ результата совместной работы детей и родителей.
Заключительное слово ведущего и объявление окончания мероприятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Место проведения: изба.

Действующие лица: 1 ведущий, 2 ведущий.

Здравствуйте уважаемые родители и ваши дети! Я рада видеть вас в нашем Доме детского творчества. Сегодня мы с вами собрались в необычном месте, в русской избе, чтобы отпраздновать старинный русский праздник кузьминки. На улице мороз, холод, а у нас в избе тепло, которое излучают ваши улыбки, ваши сердца. В нашей избе очень уютно, всё здесь как настоящее, русская печка, скамейки, лавка и т. д. Но, прежде, чем мы начнём наши посиделки, мы с вами должны познакомиться. Давайте поиграем в игру «Снежный клубок». Каждый из вас будет называть имена предыдущих участников и назвать своё имя, передавая клубок.  Таким образом,  мы будем наматывать на наш клубок свои имена. Давайте начнём,  меня зовут Любовь Витальевна, и я передаю клубок…
Ну,  вот мы и познакомились, а теперь пора начинать  наш праздник.

1-й ведущий. 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма – Демьян – ремесленники, курятники».

2-й ведущий. А в народе этот день называли просто Кузьминки. Да ещё и приговаривали: «Кузьминки – об осени одни поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий. В этот день примечали,  какой будет погода зимой.

2-й ведущий. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий. Снежный день на кузьминки, обещает будущей весной большой разлив.

2-й ведущий. Если на «Козьмодемьяна» лист остаётся на дереве, то на другой год будет мороз.

1-й ведущий. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Кузьма- Демьян – кузнец куёт лёд на земле и на водах.

2-й ведущий. Закуёт  Кузьма – Демьян – до весны красной не расковать.

1-й ведущий.  Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремёсел, главным образом кузнечного искусства  и женского рукоделия.

2-й ведущий. С  Кузьмы – Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и обращаются к святым, просят помочь не отстать в  работе от тех, кто начал её раньше: Батюшка Кузьма – Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними. С этого  дня взрослые женщины начинали обучать ремеслу девочек.

1-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местностях существует даже обычай, в силу которого девушка – невестка считается в день Кузьмы и Демьяна хозяйкой дома. А  хозяйками нашего  дама будут девочки, они и будут обучать своих мам рукоделию бисероплетение. А научат вас девочки плести из бисера цветочки незабудки. В 2010 году мы будем отмечать 65-летие Победы в  Великой Отвечественной войне. Букет, который мы сегодня сделаем,  посвятим этому событию.

(Дети по схеме объясняют родителям последовательность выполнения цветочков и листочков)

Для того, чтобы изготовить цветок незабудку, нам потребуется голубой бисер, проволока. На середину проволоки набираем 10 бисеринок и одним концом проволоки проходим в первую набранную бисеринку, образуется петелька- лепесток. На эту же проволоку набираем опять 10 бисеринок и формируем вторую петельку, и так нам необходимо изготовить 6 петелек-лепестков. Далее делаем листочки. На другую проволоку набираем 10 бисеринок зелёного цвета, проходим в первую. Концы скручиваем,  получился листочек.  Для одного цветка  делаем 2-3 лепестка. Когда цветочек и листочки готовы, производим сборку цветка. В середину цветка помещаем серединку, состоящую из бусинки, закручиваем всё вместе, затем прикручиваем листочки, получился цветок.

Работа продолжается 20 мин.

1-й ведущий.  В избе молодёжь не ограничивалась только рукоделием. Непременно звучали песни и разыгрывались игры. И сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.

Игра «Угадай на ощупь фрукт или овощ»

По очереди подходят к корзине с фруктами и овощами, накрытыми салфеткой и на ощупь берут и определяют название, затем достают и всем показывают.

Викторина

  1. О каком растении говорили, что оно от семи недугов? (Лук)
  2. Какой овощ называли «Красной солью»? (Красный перец)
  3. У какого растения самые большие в мире плоды? (Тыква)
  4. Какая ягода растёт в пустыне, где даже травы нет? (Арбуз)
  5. Какой овощ называют зелёным яблоком? (Картофель)
  6. У какого съедобного  растения человеческое имя? (Петрушка)
  7. У какого овоща два имени? (Томат – помидор)
  8. Варённые в воде фрукты. (Компот)
  9. Картофель всмятку. (Пюре)
  10. Деликатес из кабачков. (Икра)
  11. Абрикос, объявивший сухую голодовку. (Курага)
  12. Раздорный фрукт. (Яблоко)
  13. Манящая ягода. (Малина)

Загадки:

1. Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)
2. В сенокосе – горька ,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)
3. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)
4. Сидит рядом с нами, Смотрит чёрными глазами, черна, сладка, мала и всем мила. (Черника)
5. Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
6. Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)
7. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
8. В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)
9. Все детки на ветках, с рожденья в беретках, с деревьев упадут – береток не найдут. (Жёлудь)
10. Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)
11. На солнце я похожий, и солнце я люблю. За солнцем поворачиваю я голову свою. (Подсолнечник)
12. Самый алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Дети и родители продолжают изготавливать цветы.

Заключение

1-й ведущий. Ну что ж,  вы просто молодцы! Так ведь,  как говорится – шила в мешке не утаишь.

Дети и родители отдают свои цветы ведущему, который установил их в вазочку.

1-й ведущий  (берёт в руки букет и показывает его всем): Какой красивый букет получился!

2-й ведущий. Ну, друзья, да подружки, все мы хорошо отдохнули, потрудились, пора и по домам идти.