Конспект занятия по теме "Мои внутренние друзья и враги" (возраст 10–12 лет)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия:   познакомить учащихся с эмоциями;  научить определять эмоциональное состояние других людей;  тренировать умение владеть своими эмоциями.

Необходимые материалы:

  • Мяч.
  • Листы со схематичным изображением эмоций.
  • Карточки с названием эмоций.
  • Разрезные эмоциональные профили.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

1. Разминка «Что это?».

  • У этого известного всем Вам персонажа в одной из поэм Некрасова красный нос
  • Как называется заведение, в котором можно получить нужную вам книгу?
  • Он бывает не только персидским, но и самолётом
  • Если его у Вас нет, то Вы «заяц»
  • «Восход» – космический корабль, «Газель» – …
  • Лето – жара, зима – …
  • Если вчера был понедельник, то среда будет …
  • Мальчик – мужчина, девочка – …
  • Яблоко – фрукт, огурец – …
  • Корова – бык, баран – …
  • Машина – гараж, ручка – …

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это упражнение обеими руками.

Откройте свои тетрадки, запишите число и тему занятия: «Мои внутренние друзья и враги».
Пусть эта тема вас не смущает. Она очень интересная, понятная, тесно связана с заданием, которое вы выполняли дома.

2. Обсуждение домашнего задания

Сейчас мы его обсудим. Вам нужно было проследить в течение некоторого времени (от предыдущего занятия до сегодняшнего) за своим настроением и постараться ответить на вопросы:

1. Всегда ли вы были спокойны и веселы?
2. Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены?
3. Были ли вспышки гнева?
4. Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?
5. От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?

Ребята отвечают, дополняют друг друга.   Психолог  всех отвечающих подводит,
подталкивает к одному:  все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и весёлыми – это зависит от тех чувств, того настроения, которые переполняют человека, людей. Глядя на таких, «переполненных» чувствами, слушая их рассказы и описания, кто-то скажет: «Ух, какой эмоциональный!», «Как богаты у него эмоции!»

3. Беседа

– Какое слово вы услышали  новое, редкое?
– Эмоциональный!
– Эмоции!
– Правильно,  эмоции. Что это такое?

Ответы детей

Ведущий. Вы попытались объяснить слово эмоции. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

4. Игра «Угадай эмоцию»

А сейчас, ребята, внимательно рассмотрите листы со схематичным изображением эмоций и попытайтесь угадать их.
Дети определяют, какие эмоции изображены на листах (Злость, Радость, Грусть, Испуг, Норма или Удивление, Отвращение), психолог их подписывает. 

5. Этюд на физическое восстановление. Упражнение  «Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Ребёнок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

6. Положительные и отрицательные эмоции

Ведущий. Продолжаем нашу работу. Ещё раз назовём угаданные вами эмоции (можно зачитать).
– А теперь из них выберем отрицательные эмоции. (Ответы детей)
– Могут ли эти эмоции нанести нам вред, то есть стать  нашими врагами? (Ответы детей)
– Приятно ли общаться с людьми злыми, жадными, вредными, агрессивными? (Ответы детей)
Значит, отрицательные эмоции становятся внутренними врагами человека, они мешают ему жить и общаться с другими людьми.
– Из общего числа эмоций у нас остались две: радость и удивление. Какие они? (Ответы детей)
– Хорошо! Да, это положительные эмоции, их можно назвать нашими друзьями, они помогают бороться с внутренними врагами. Можете вы назвать ещё несколько положительных эмоций? (Ответы детей)
Как ещё можно побороть своих внутренних врагов? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чём – то хорошем, написать на бумаге и разорвать, погладить себя по груди со словами: «Мне хорошо, я спокоен и всем доволен!».

7. Игра  «Назови эмоцию»

Мяч передаётся по кругу в одну сторону, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передаётся в другую сторону, называются эмоции, помогающие общение.

8. Игра «Изобрази эмоцию»

Ведущий.  Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Я раздам вам карточки: на каждой написана та или иная эмоция (радость, печаль, обида, страх, удивление, восторг и другие). Вы должны попытаться изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить каждый из вас.

9. Интересна игра «Собери и угадай». Она тренирует умения распознавать эмоциональные состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей.

Раздаю разрезные рожицы, дети складывают и угадывают эмоции.

10. Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

11. Рефлексия

  • О чём мы говорили на занятии?
  • Что вам понравилось?
  • Что нового и полезного вы узнали?
  • Оцените занятие  выбросом пальцев по пятибалльной системе.