Цель занятия: познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Необходимые материалы:
- Мяч.
- Листы со схематичным изображением эмоций.
- Карточки с названием эмоций.
- Разрезные эмоциональные профили.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
1. Разминка «Что это?».
- У этого известного всем Вам персонажа в одной из поэм Некрасова красный нос
- Как называется заведение, в котором можно получить нужную вам книгу?
- Он бывает не только персидским, но и самолётом
- Если его у Вас нет, то Вы «заяц»
- «Восход» – космический корабль, «Газель» – …
- Лето – жара, зима – …
- Если вчера был понедельник, то среда будет …
- Мальчик – мужчина, девочка – …
- Яблоко – фрукт, огурец – …
- Корова – бык, баран – …
- Машина – гараж, ручка – …
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это упражнение обеими руками.
Откройте свои тетрадки, запишите число и
тему занятия: «Мои внутренние друзья и враги».
Пусть эта тема вас не смущает. Она очень
интересная, понятная, тесно связана с заданием,
которое вы выполняли дома.
2. Обсуждение домашнего задания
Сейчас мы его обсудим. Вам нужно было проследить в течение некоторого времени (от предыдущего занятия до сегодняшнего) за своим настроением и постараться ответить на вопросы:
1. Всегда ли вы были спокойны и веселы?
2. Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены?
3. Были ли вспышки гнева?
4. Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?
5. От каких вредных привычек вы хотели бы
избавиться?
Ребята отвечают, дополняют друг друга.
Психолог всех отвечающих подводит,
подталкивает к одному: все люди иногда бывают
злыми и раздражительными, а иногда добрыми и
весёлыми – это зависит от тех чувств, того
настроения, которые переполняют человека, людей.
Глядя на таких, «переполненных» чувствами,
слушая их рассказы и описания, кто-то скажет: «Ух,
какой эмоциональный!», «Как богаты у него
эмоции!»
3. Беседа
– Какое слово вы услышали новое,
редкое?
– Эмоциональный!
– Эмоции!
– Правильно, эмоции. Что это такое?
Ответы детей
Ведущий. Вы попытались объяснить слово эмоции. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
4. Игра «Угадай эмоцию»
А сейчас, ребята, внимательно
рассмотрите листы со схематичным изображением
эмоций и попытайтесь угадать их.
Дети определяют, какие эмоции изображены на
листах (Злость, Радость, Грусть, Испуг, Норма или
Удивление, Отвращение), психолог их
подписывает.
5. Этюд на физическое восстановление. Упражнение «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Ребёнок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
6. Положительные и отрицательные эмоции
Ведущий. Продолжаем нашу
работу. Ещё раз назовём угаданные вами эмоции
(можно зачитать).
– А теперь из них выберем отрицательные эмоции.
(Ответы детей)
– Могут ли эти эмоции нанести нам вред, то есть
стать нашими врагами? (Ответы детей)
– Приятно ли общаться с людьми злыми, жадными,
вредными, агрессивными? (Ответы детей)
– Значит, отрицательные эмоции становятся
внутренними врагами человека, они мешают ему
жить и общаться с другими людьми.
– Из общего числа эмоций у нас остались две:
радость и удивление. Какие они? (Ответы детей)
– Хорошо! Да, это положительные эмоции, их можно
назвать нашими друзьями, они помогают бороться с
внутренними врагами. Можете вы назвать ещё
несколько положительных эмоций? (Ответы детей)
Как ещё можно побороть своих внутренних врагов?
(Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться,
подумать о чём – то хорошем, написать на бумаге и
разорвать, погладить себя по груди со словами:
«Мне хорошо, я спокоен и всем доволен!».
7. Игра «Назови эмоцию»
Мяч передаётся по кругу в одну сторону, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передаётся в другую сторону, называются эмоции, помогающие общение.
8. Игра «Изобрази эмоцию»
Ведущий. Эмоции можно
выражать с помощью движений, мимики, жестов,
интонации.
Я раздам вам карточки: на каждой написана та или
иная эмоция (радость, печаль, обида, страх,
удивление, восторг и другие). Вы должны
попытаться изобразить доставшуюся эмоцию без
слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию
пытался изобразить каждый из вас.
9. Интересна игра «Собери и угадай». Она тренирует умения распознавать эмоциональные состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей.
Раздаю разрезные рожицы, дети складывают и угадывают эмоции.
10. Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
11. Рефлексия
- О чём мы говорили на занятии?
- Что вам понравилось?
- Что нового и полезного вы узнали?
- Оцените занятие выбросом пальцев по пятибалльной системе.