Урок русского языка в 7-м классе "Наречие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цель: совершенствование знаний о наречии;  определение общего значения, морфологических  признаков и синтаксической роли наречий.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
    • формировать уме­ние находить наречия в тексте; умение самостоятельно анализиро­вать информацию.
  • Развивающая:
    • развивать творческие способности учащихся;
    • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
  • Воспитательная:
    • воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • презентация  Power Point;
  • мультимедийный проектор;
  • доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 1. Слайды 1, 2)

– Здравствуйте! Садитесь. Я вас рада видеть!
Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами на парте три облачка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

II. Целеполагание

1) Ребусы (Приложение 1. Слайд 3)

Обратимся к оценочному листу.

2) Появляется ряд понятий. (Приложение 1. Слайд 4)

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

– Какой признак лежит в основе составления этого ряда? (Все части речи самостоятельные).
– Продолжите предложенный ряд
– Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.
– Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.
– Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”.
Обратимся к оценочному листу.
3) Откроем тетради, запишем число, классная работа. (Приложение 1. Слайд 5)
4) Какие признаки мы определяем  у самостоятельной части речи? (Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль) (Приложение 1. Слайд 6)
5) Что нам важно узнать о наречии? (Определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий).

Обратимся к оценочному листу.

III. Самостоятельная  работа с учебником  (п.32, с. 93)

Продолжите предложения (Приложение 1. Слайд 7)
– Проверим.

IV. Закрепление

– Проанализируйте словосочетания, сделайте вывод о том,  к какой части речи примыкает (относится) наречие и на какие вопросы оно отвечает.

Цепочкой. (Приложение 1. Слайд 8)

Находится вверху, связавшись накануне, повернуть направо, услышанный издалека, рассерженный поневоле, притворяться назло, бежать  быстро.

Семь вопросов – просто чудо!
Их легко запомнить так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем и как?

– Обратитесь к учебнику. Дополните вопросы. 
– Чем еще в предложении может быть наречие?
– К чему оно примыкает?

Поставят себе  плюсики:

V. Физкультминутка (Приложение 1. Слайд 9)

– Давайте   отдохнём:

Глубоко мы все вздохнём,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернёмся влево, вправо.

– Отдохнули? Вот и славно
– Ребята, что вы делали? (Выполняли действия)
– Какие слова характеризуют признаки действий?
– Что это за часть речи?
– В чем сходство этих наречий? (Как? Относятся к глаголу)

Поставят себе  плюсики:

VI.Дифференцированные задания (Приложение 1. Слайды 10, 11, 12, 13).

– Выберите  самостоятельно задание.

А) Назовите все неизменяемые части речи. Найдите среди них лишнее.  Задайте вопрос к  неизменяемым частям речи, определите   их синтаксическую роль. (Графически все обозначьте)

Таня просыпается рано.  Делая зарядку,  она наклоняется вправо, влево, вперед, назад. На завтрак она ест яйцо всмятку.

Б) Расскажите о наречии. С чем сочетается наречие? Приведите примеры.

В) Дополните сказку.

В прекрасной стране Морфологии жили-были слова. Их было много, но у каждого был свой статус. Однажды в Морфологию прибыли необычные гости. Никто ничего о них не знал. Бродили они по стране Морфология сами по себе и не принимали никакого участия в общем занятии слов – составления предложений. Через некоторое время стали на них внимание обращать, но кто они, так и не могли узнать.
Тогда отправились слова на чудесную гору к великому мудрецу. Посмотрел мудрец в хрустальный шар и ответил им, что эти странные гости зовутся наречиями. Ониявляются (самостоятельными) частями речи и обозначают (признак действий). А чтобы эти слова легко можно было отличить от других,   нужно задавать вопросы:  (Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?).
Таким образом определили слова статус чужеземцев, стали жить с ними дружно и вместе трудиться в предложениях. А в предложениях наречия чаще всего выполняли роль(обстоятельства), но могли быть (определениями), когда от существительных они зависели. Так стали слова жить-поживать, да добра наживать.

VII. Подведем итоги (Приложение 1. Слайд 14)

Итак, подведем итоги урока.
– Расскажите, что вы знаете о наречии. (Приложение 1. Слайд 15)
– Подсчитаем свои плюсики.
– У кого больше желтых, ставим  себе – «5».
– У кого больше розовых, ставим себе – «4».
– У кого больше голубых, к сожалению, ставят себе  – «3».

– Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко). (Приложение 1. Слайд 16)

Запись домашнего задания. (Приложение 1. Слайд 17)

VIII. Дифференцированное домашнее задание

А) Придумайте грамматическую сказку о Наречии.
Б) Составьте  кроссворд о Наречии.
В) Выполните упражнение 199.

– Спасибо за работу. (Приложение 1. Слайд 18)