Цель: совершенствование знаний о наречии; определение общего значения, морфологических признаков и синтаксической роли наречий.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
- формировать умение находить наречия в тексте; умение самостоятельно анализировать информацию.
- Развивающая:
- развивать творческие способности учащихся;
- расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
- Воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- презентация Power Point;
- мультимедийный проектор;
- доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Приложение 1. Слайды 1, 2)
– Здравствуйте! Садитесь. Я вас рада
видеть!
Давайте определим, с каким настроением вы пришли
на урок. Перед вами на парте три облачка:
оранжевое – “я готов активно работать на
уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе,
нет настроения”, голубое – средняя степень
готовности, нейтральное настроение. Покажите,
пожалуйста, то, которое соответствует вашему
настроению сейчас.
II. Целеполагание
1) Ребусы (Приложение 1. Слайд 3)
Обратимся к оценочному листу.
2) Появляется ряд понятий. (Приложение 1. Слайд 4)
Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…
– Какой признак лежит в основе составления
этого ряда? (Все части речи самостоятельные).
– Продолжите предложенный ряд
– Определите, к какой из названных частей речи
относятся слова-отгадки.
– Правильно, это наречия. Определите тему нашего
урока.
– Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть
речи”.
Обратимся к оценочному листу.
3) Откроем тетради, запишем число, классная
работа. (Приложение 1.
Слайд 5)
4) Какие признаки мы определяем у
самостоятельной части речи? (Грамматическое
значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль) (Приложение
1. Слайд 6)
5) Что нам важно узнать о наречии? (Определить
морфологические признаки наречия,
синтаксическую роль наречия в предложении,
пополнить активный запас наречий).
Обратимся к оценочному листу.
III. Самостоятельная работа с учебником (п.32, с. 93)
– Продолжите предложения (Приложение 1. Слайд 7)
– Проверим.
IV. Закрепление
– Проанализируйте словосочетания, сделайте вывод о том, к какой части речи примыкает (относится) наречие и на какие вопросы оно отвечает.
Цепочкой. (Приложение 1. Слайд 8)
Находится вверху, связавшись накануне, повернуть направо, услышанный издалека, рассерженный поневоле, притворяться назло, бежать быстро.
Семь вопросов – просто чудо!
Их легко запомнить так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем и как?
– Обратитесь к учебнику. Дополните вопросы.
– Чем еще в предложении может быть наречие?
– К чему оно примыкает?
Поставят себе плюсики:
V. Физкультминутка (Приложение 1. Слайд 9)
– Давайте отдохнём:
Глубоко мы все вздохнём,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернёмся влево, вправо.
– Отдохнули? Вот и славно
– Ребята, что вы делали? (Выполняли действия)
– Какие слова характеризуют признаки действий?
– Что это за часть речи?
– В чем сходство этих наречий? (Как? Относятся к
глаголу)
Поставят себе плюсики:
VI.Дифференцированные задания (Приложение 1. Слайды 10, 11, 12, 13).
– Выберите самостоятельно задание.
А) Назовите все неизменяемые части речи. Найдите среди них лишнее. Задайте вопрос к неизменяемым частям речи, определите их синтаксическую роль. (Графически все обозначьте)
Таня просыпается рано. Делая зарядку, она наклоняется вправо, влево, вперед, назад. На завтрак она ест яйцо всмятку.
Б) Расскажите о наречии. С чем сочетается наречие? Приведите примеры.
В) Дополните сказку.
В прекрасной стране Морфологии жили-были слова.
Их было много, но у каждого был свой статус.
Однажды в Морфологию прибыли необычные гости.
Никто ничего о них не знал. Бродили они по стране
Морфология сами по себе и не принимали никакого
участия в общем занятии слов – составления
предложений. Через некоторое время стали на них
внимание обращать, но кто они, так и не могли
узнать.
Тогда отправились слова на чудесную гору к
великому мудрецу. Посмотрел мудрец в хрустальный
шар и ответил им, что эти странные гости зовутся
наречиями. Ониявляются (самостоятельными) частями
речи и обозначают (признак действий).
А чтобы эти слова легко можно было отличить
от других, нужно задавать вопросы: (Где?
Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?).
Таким образом определили слова статус
чужеземцев, стали жить с ними дружно и вместе
трудиться в предложениях. А в предложениях
наречия чаще всего выполняли роль(обстоятельства),
но могли быть (определениями), когда от
существительных они зависели. Так стали слова
жить-поживать, да добра наживать.
VII. Подведем итоги (Приложение 1. Слайд 14)
– Итак, подведем итоги урока.
– Расскажите, что вы знаете о наречии. (Приложение
1. Слайд 15)
– Подсчитаем свои плюсики.
– У кого больше желтых, ставим себе – «5».
– У кого больше розовых, ставим себе – «4».
– У кого больше голубых, к сожалению, ставят
себе – «3».
– Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко). (Приложение 1. Слайд 16)
Запись домашнего задания. (Приложение 1. Слайд 17)
VIII. Дифференцированное домашнее задание
А) Придумайте грамматическую сказку о Наречии.
Б) Составьте кроссворд о Наречии.
В) Выполните упражнение 199.
– Спасибо за работу. (Приложение 1. Слайд 18)