Введение
Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов, наличие компьютеров, овладение новыми информационными технологиями ставит необходимость «жесткой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее владение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью.
Однако, по моему глубокому убеждению, необходимость организации и проведения устных вычислений продиктована образовательными, практическими и развивающими целями. Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых качеств. Высокая культура устных вычислений имеет немаловажное значение для облегчения письменных вычислений, обеспечивая их правильность и экономя время.
В практике работы учителя довольно широко используют общие приемы устных вычислений, основанные на десятичной нумерации и законах арифметических действий, так называемые «удобные способы». Вопрос о том, действительно ли этот способ «удобен» всем ученикам, обычно не дискутируется. Эта проблема начинает приобретать «хроническое состояние» уже с 1-го класса, становится нормой, с которой учитель заранее смиряется. В каждом классе есть ученики, испытывающие трудности при устных вычислениях, при этом считается, что это их обычная проблема и уж если «не дано, так не дано». Что же касается специальных приемов устных вычислений, то им отведено более скромное место на уроках.
Специальным, творческим приемам устных вычислений уделяли внимание прогрессивные педагоги во все времена. Так профессор естествознания С.А. Рачинский оставляет кафедру столичного университета и едет в свое село Татево, что на Смоленщине, учить крестьянских детей. С.А Рачинский обращал внимание на то, что способность к умственному (устному) счету полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики. Он всегда учил детей решать задачи быстро, оригинально, красиво; учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношений между ними.
В 1891 году С.А.Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счета», которая была первым в России сборником упражнений по устному счету.
Работу по культивированию устных вычислений я провожу постоянно, систематически и органически связываю с изучаемым программным материалом. При этом не ограничиваюсь только специально отводимыми на уроке пятиминутками устного счета.
Так, наблюдая и выявляя свойства чисел и действий над ними, дети накапливают сведения и используют их затем при вычислениях.
Б. А. Кордемский в книге «Математическая смекалка» советовал: «Покопайтесь в огромном месиве чисел, которых больше, чем руды в земле, и вы найдете свойства интересные и удивительные, диковинные и забавные, неожиданные и курьезные».
Привитие ученикам элементов такой поисковой, творческой работы весьма положительно сказывается на формировании их личности.
Приведу некоторые специальные приемы устных вычислений:
Список литературы:
1. Златко Шпорер. Ох, эта математика! М,
1981
2. История математики с древнейших времен до
начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П.
Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — Т.1.
3. Кольман Э. История математики в
древности.— М., 1961.
4. Математика Приложение к газете « Первое
сентября» №2 2001.
5. Математика Приложение к газете « Первое
сентября» №3 2000.
6. Наука и жизнь №10, 2007.
7. Подашов А.П. Вопросы внеклассной работы
по математике в школе. Учпедгиз 1962.
8. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной
работы по математике /2-е изд., перераб. – Мн.: 1984. –
224 с.
Интернет-ресурсы:
http://karmanform.ucoz.ru/index/0-21
http://www.litres.ru/pages/biblio_subgenre_by_pop/?subgenre=331
- http://www.uroki.net/docmat.htm
http://nauka.relis.ru/52/0103/52103042.htm
– занимательная математика (архив журнала)
http://samloyd.ru/ – головоломки
Сэма Лойда.
http://elib.ispu.ru/library/math/sem1/index.html
– электронная библиотека (книга по высшей
математике)
http://puzzle-ru.blogspot.com/2008/04/blog-post_01.html
– ГоловоЛомка
http://irina.21416s16.edusite.ru/p6aa1.html
http://intelmath.narod.ru/articles.html
– занимательные статьи на околоматематическую
тематику.
http://school.msu.ru/)
http://www.alleng.ru/edu/math1.htm http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=4
http://www.erudition.ru/referat/ref/cat.9.html
– Российская электронная библиотека.
http://school-collection.edu.ru/ –
единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://arm-math.rkc-74.ru/p13aa1.html
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
– сеть творческих учителей
http://www.exponenta.ru/educat/links/l_school.asp
– сайты математической и образовательной
направленности
http://www.bymath.net/linktous/linkstous.html