(класс разделен на 4 бригады и строят один общий дом)
Цели: совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел; умения решать задачи в косвенной форме; совершенствовать умение выполнять действия с величинами; закреплять умение составлять уравнения.
Оборудование: 5 штук “ камней”, ребусы, по 4 “кирпича” каждой бригаде, 4 крыши, сигнальные треугольники, 4 “оконных рамы”, цветы.
Ход урока
- Оргмомент
- Завязка сюжета. Устный счет.
- Ребята, мы с вами узнали многое, познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, их сравнивать, складывать и вычитать. Сегодня мы с вами построим дом, большой и красивый, а построить его нам помогут знание математики. Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку: у доски 4 человека от каждой бригады – бетонщики, будут готовить фундамент.
- Первое задание: “Убрать камни”
- Второе задание: “Закладка фундамента”
- Третье задание: “Подготовка раствора для кирпичей”
- Четвертое задание: “Подготовка кирпичей для строительства дома”
- Пятое задание: “Строительство крыши”
- Шестое задание: “Постановка оконных рам”
- Седьмое задание: “Благоустройство дома”
- Это мы сможем сделать, если устно найдем значения выражений (по 1 человеку из бригады решают по 1 выражению)
200 – 80 : 2 + 6=
270 – 140 : 2 + 5=
(300 – 90) : 3 + 7=
600 – 120 : (4 + 2)=
- Остался еще один огромный камень. Чтобы его убрать, надо найти сумму значений выражений, используя переместительное свойство сложения, и записать в тетрадях правильно и решить.
46 + 54 + 86 + 14=
63 + 100 + 67=
100 + 320 + 200 + 80=
36 + 140 + 60 +14=
Проверка: по 1 человеку из каждой бригады.
(после проверки убирается с доски последний камень)
- Пока мы убирали площадку для дома, бетонщики готовились к закладке фундамента. Для этого им пришлось потрудиться над решением арифметического ребуса:
- Ошибок нет! Молодцы! Фундамент заложили.
- Один человек от каждой бригады готовит раствор для кирпичей, для этого им надо выразить размеры кирпича в более крупные единицы измерения:
Длина – 250мм
Ширина – 120мм
Высота – 60мм
-А массу блоков в килограммы:
1т 5ц =
- Раствор готов. Можно начинать выпуск кирпичей.
(На столах лежат листочки коричневого цвета прямоугольной формы – это кирпичи.
На них записаны выражения на сложение и вычитание столбиком.)
- за 5 минут вам надо постараться решить примеры (в конвертах лежат ответы, их нужно соотнести с примерами, только после решения выражений в тетрадях), тогда дом будет большой и красивый.
- А теперь нам нужна крыша. Мы – кровельщики. Чтобы крыша не протекла, необходимо решить задачи, составив по ним уравнения и решить
- если 76 уменьшить на неизвестное число, получится 23. Найдите неизвестное число.
- если неизвестное число уменьшить на 76, получится 23. Найдите неизвестное число.
- сумма неизвестного числа и 32 равна 47. Найдите неизвестное число.
76 – х = 23 | х – 76 = 23 | х + 32 = 47 |
Х =53 | х = 99 | х = 15 |
На столах лежат сигнальные треугольники: поднимаем ответ на первую задачу и т.д.
Синий – 99
Красный – 53
Оранжевый – 15
Зеленый – 79
- Итак, крыша готова.
- Нам не терпится поставить оконные рамы, и посмотреть какой дом получился. А для этого нам надо преодолеть еще одно препятствие.
У каждой бригады своя задача с вопросом в косвенной форме и варианты краткой записи задач, только одна запись верна, её нужно найти и решить (обсуждение в бригадах и объясняет 1 ученик)
- Наконец – то мы построили дом.
- Давайте посадим возле дома красивые цветы
(у каждой бригады на столах лежат листочки с выражениями, надо найти значение выражений – работа в тетрадях)
6 * 100 000 + 8* 10 000 + 7 * 1 000 + 6* 100 + 9 * 6 = 687654
5 * 100 000 + 6 * 10 000 + 2 * 1 000 + 5 * 100 + 8* 2= 562516
7 * 100 000 + 8 *10 000 + 6* 1 000 + 3* 100 + 9 * 7= 786363
8 * 100 000 + 6 * 10 000 + 9 * 1 000 + 3 * 100 + 6 * 8 = 869348
- Вот такой получился у нас дом! Много труда вложили строители, но не зря дом получился красивый.