Интегрированный урок в 5-м классе на тему "Антонимы. Антитеза"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Дать понятие учащимся об антонимах и антитезе.
  • Учить находить в тексте антонимы и антитезу, подбирать примеры.
  • Прививать учащимся интерес к изучению родного языка.

Ход урока

I. Повторение изученного.

1. Вопросы учащимся:

- Какой раздел лингвистики мы изучаем?

- Что такое лексика?

- Что такое лексикон?

- Что такое лексическое значение слова?

2. Вывод учителя:

Раздел лингвистики "Лексика" изучает слово, значение слова. Поэтому, не случайно мы взяли зпиграфом к теме "Лексика" слова К.Г.Паустовского: "Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий" (на электронной доске).

Каждое слово имеет значение, которое служит для наименования предметов и понятий. Бывает, что одно слово имеет несколько значений. Это, как вы знаете, многозначные слова. Иногда один предмет может быть назван разными словами. Это синонимы.

А сегодня мы узнаем, какие еще смысловые отношения могут быть между словами.

II. Изучение новой темы.

1. Понятие об антонимах.

Учитель: чтобы изучить новую тему, мы с вами превратимся в исследователей, первооткрывателей, а поведут нас по этому трудному пути наши старые знакомые. (Учитель прикрепляет к магнитной доске фигурки гномиков).

- Узнаете их?

Да, это гномики из учебника "Риторики".

- Когда и где мы познакомились с этими героями?

Эти волшебные человечки олицетворяют собой составляющие ситуации общения.

1) Наблюдение.

- Рассмотрите гномиков внимательно и сравните. По каким признакам они имеют различие?

Учащиеся называют слова, имеющие противоположное значение.

Затем учитель открывает записи под гномиками (можно на электронной доске):

весёлый - грустный

большой - маленький

молодой - старый

высокий - низкий

- Какое значение имеют пары слов?

Учитель: слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против".

Учитель: чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику на стр. 148 и прочитаем определение слова "антонимы".

2) Сообщение цели урока.

Учитель: таким образом, нам нужно научиться подбирать антонимы, находить их в тексте, учиться употреблять антонимы в устной и письменной речи.

3) Тренировочные упражнения по учебнику "Русский язык"

(под редакцией Т.А.Ладыженской).

1) Упражнение для наблюдения (стр. 148) устно.

2) Упражнение 359 (у доски пятеро учащихся).

3) Упражнение 360 самостоятельно.

- Как называются слова с противоположным значением?

- С какой целью они употребляются?

2. Понятие об антитезе.

Учитель: умелое использование антонимов в речи позволяет выразить мысль точно и кратко, показать отношение автора к тому, о чем он пишет. Поэтому, антонимы часто используются как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений в поэтической речи, в художественных текстах. В этом случае антонимы становятся антитезой.

Запишем в словарик: Антитеза - это риторическая фигура контраста, резкого противопоставления.

- Значит, какая еще цель встает перед нами?

- Что общего в словах "антонимы" и "антитеза"?

Учитель: Сегодня мы только ознакомимся с риторической фигурой, называемой антитезой, а на уроках риторики и литературы будем учиться находить антитезу в художественных текстах.

1) Наблюдение.

На доске (можно на электронной) строфа стих. С. Баруздина:

Какое над нами небо -
Высокое или низкое?
Какое над нами небо -
Далекое или близкое?

Задания учащимся:

- Прочитайте выразительно.

- Найдите антитезу.

- Определите значение этой риторической фигуры.

Другой пример (на доске) употребления антитезы в прозаическом тексте

Н. Сладкова "Черным по белому" (ноябрь):

Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим. Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни - как клавиши у рояля, на белых речках - черные полыньи, на черных дорогах - белые лужи. На бело - черных березах черно - белые сороки сидят.

Задания учащимся:

- Определите антитезу. Что она означает?

- Какую роль выполняет антитеза?

- Можно через антитезу определить состояние природы, время года? Каким видится ноябрь автору?

2) Работа по учебнику "Риторика"

(под редакцией Т.А.Ладыженской).

Упр. 69 на стр. 75 (текстовые антонимы).

Упр. 71 на стр. 77 (употребление антитезы в этикетных формулах).

3) Творческая работа.

Подумайте, что можно сравнить в нашей природе, и составьте такие предложения, в которых было бы противопоставление. Запишите в тетради.

III. Выводы по уроку:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что такое антонимы?

- Что такое антитеза?

- Что объединяет антонимы и антитезу?

- Чем отличается антитеза от антонимов?

- Какую роль выполняют антонимы?

- С какой целью используется антитеза?

IV. Домашнее задание:

к уроку русского языка:

  • выучить определение антонимов (стр. 148),
  • выполнить упр. 362;

к уроку риторики:

  • выучить определение антитезы (стр. 74),
  • выполнить упр. 68.