ВВЕДЕНИЕ
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Здоровье нации во многом определяет состояние здоровья подрастающего поколения, поскольку известно, что потенциальные возможности человека закладываются в детстве, формируются в юношеском возрасте. На общем фоне неблагополучия здоровья населения России, сохранение здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса представляет особую актуальность, потому что прогрессивной может считаться лишь социально-экономическая система, которая обеспечивает развитие таких резервов совершенствования человеческого фактора, как повышение творческой активности, культуры, мышления, профессионального уровня, заинтересованности в наибольшей самореализации.
Состояние здоровья детей, подростков и молодежи в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества.
Практически во всех регионах России (включая Кузбасс) в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников и 85% студентов имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении.
Число здоровых детей составляет 1-4 %, за последние десятилетия на 30-50 % увеличилось количество детей с патологией эндокринной, костно-мышечной, сердечно-сосудистых систем, аллергией и злокачественными заболеваниями. В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки в школах у обучающихся к концу учебного года в 2 раза возрастает частота гипертонических реакций.
Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организа-ции специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного процесса, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
ЦЕЛЬЮ итоговой работы является: изучение возможностей использования элементов здоровьесберегающих технологий в преподавании истории в профильном классе.
ЗАДАЧИ:
- Изучить теоретического обоснования здоровьесберегающих технологий для преподавания в профильном социально-гуманитарном классе.
- Рассмотреть принципы и содержание работы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в преподавании истории в профильном социально-гуманитарном классе.
- Определить эффективность здоровьесберегающих технологий в преподавании истории в профильном социально-гуманитарном классе.
- Дать рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий.
Сохранение здоровья учащихся общеобразовательных школ – одна из актуальных задач современной педагогики. Ведущие педагоги нашей страны пытаются решить эту задачу. Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка, используя доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
В настоящее время существует необходимость в модернизации содержания образования за счет рационального использования основных средств и методов профильного обучения, которое позволяет обеспечить долговременной оздоровительной и развивающий эффект по отношению к воспитанникам, учащимся и педагогам при условии координации этой работы со службой здоровья.
Ключевым системообразующим средством образовательно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный и профорриентационные подходы.
Здоровьеформирующее обучение и воспитание школьников следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса в образовательном учреждении, так как оно тесно связано с общим образованием, с выработкой мировоззрения, с профориентационном обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием.
Выбор школьниками профильного класса, типа профессиональной деятельности, а затем и конкретной профессии – процесс сложный, зависящий от различных качеств личности, индивидуальных психодинамических особенностей организма.
Результаты многолетних исследований, полученные кузбасскими учеными и практиками в школах с углубленным изучением предметов, позволяют говорить о том, что здоровье и адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения обеспечиваются оптимальным функционированием развитых профильно важных качеств учащихся. Степень успешности адаптации к профильному обучению определяется реакцией целостного организма и включает личностные свойства в зависимости от профиля обучения, которые могут быть выражены в различной степени.
Доказано, что если выбранное направление в обучении соответствует личным, психодинамическим и нейродинамическим особенностям, интересам и склонностям учащихся, то несмотря на повышенные требования и увеличенную учебную нагрузку, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
В настоящее время состояние здоровья детей школьного возраста вызывает обоснованное беспокойство, особенно учащихся-подростков. Если заболеваемость взрослых с 1995 года оставалась практически на одном уровне, то заболеваемость детей возросла на 16,1%, а подростков – в 1,8 раза.
Известно, что организация профильных школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов сопровождается увеличением недельной нагрузки на 2-6 часов, расширением объема, и усложнением учебного материала, большой затратой времени на выполнение домашнего задания. Большая учебная нагрузка приводит к нарушению режима дня, сокращению продолжительности сна и времени пребывания на воздухе. Это, в свою очередь, ухудшает состояние здоровья учащихся профильных классов и школ. Повышенная нагрузка требует широкого внедрения соответствующих коррекционных и оздоровительных мероприятий.
Полностью текст работы приведен в Приложении.