Актуальность проблемы.
Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре, справедливости. Родительская любовь дает ребенку чувство защищенности, а кризисная ситуация в семье, напряженность в личностных отношениях, эмоциональная холодность и разобщенность ведет к нарушению детско - родительских отношений. Ребенок, порой, не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и как следствие дефицит чувства собственного достоинства, проблемы в общении, психосоматические заболевания. Для устранения указанных проблем создается группа, в которую входят родители, самостоятельно желающие узнать ребенка ближе, так и "родители по показаниям", дети которых имеют диагнозы: ММД, расторможенность, гиперактивность.
В пособии содержаться подробные конспекты занятий с родителями и детьми, включающие два раздела: "Занятия с гиперактивными, расторможенными детьми" и "Застенчивые, тревожные дети". Каждое из коррекционных занятий включает в себя:
- Беседы с родителями по темам
- Игры с родителями на снятие напряжения, объединение
- Игры на переформирование стереотипов восприятия детей и взрослых
- Игры для снятия агрессивных импульсов либо повышение чувства собственного достоинства
- Игры на формирование умения управлять своими эмоциями, способами преодоления двигательного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц.
Цели адаптированной программы: формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых с детьми, формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.
В связи с этим, адаптированная часть программы включает в себя следующие задачи:
- Объединение родителей и ребенка, принятие детей такими какие они есть
- Актуализация потребности в совместных играх
- Развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых
- Развитие контроля двигательной активности у гиперактивных детей и снятие мышечного напряжение и повышение самооценки у тревожного ребенка.
Методы и приемы:
- Упражнения (творческого, подражательно - исполнительского характера)
- Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные
- Импровизации
- Аутотренинг (с использованием музыки, стихов, движений)
Предмет коррекции: формирование навыков позитивного общения между родителями и детьми
Объект коррекции: родители и дети с проблемами межличностными и эмоциональными отношениями
Прогноз: в итоге психокоррекционной работы формируются определенные модели поведения в семье, развивается позитивное мышление. Родители начинают понимать своего ребенка лучше.
С семьями, проблемы которых после проведения программы исчезали не полностью, проводятся индивидуальные дополнительные встречи.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционных занятий и после.
Материалы и оборудование:
- Магнитофон, диски и кассеты с записями музыки, звуков природы
- Дидактический материал: разрезные картинки, карточки с различными эмоциями и др.
- Спортивный инвентарь: мячи, обручи, дуги и т.д.
- Канцелярские принадлежности: ватман, писчая и цветная бумага, ручки, карандаши цветные и т.п.
- Наборы для творчества: "Ваятель", "Скульптуры"
- Газеты
Статья представлена в приложении.
Список литературы:
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения. С-Пб, "Детство - Пресс", 2000г.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. С-Пб, "Речь", 2005 г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб, "Речь", 2005 г
- Под ред. Шипицыной Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб, "Речь", 2005 г
- Шкурко Т.А. танцевально - экспрессивный тренинг. С-Пб, "Речь", 2005 г
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону "Феникс", 2006г.