ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
Проверь – ка, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ.
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Учитель Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в королевство ЖИШИ, где правит король по имени ЖИШИ. В этом королевстве проживают слова в которых есть сочетания ЖИ и ШИ. Король очень аккуратен и любит порядок. А ещё он любит , чтобы слова в его королевстве были написаны правильно. А какова цель нашего урока вы, ребята, узнаете, если выполните задания короля ЖИШИ.
Поиграем в игру «Собери слово!» (устно)
Все буквы в словах перепутаны. Вы должны поставить буквы на свои места и образовать новые слова. Маленькая подсказка все слова обозначают названия животных, а потому все эти животные живут в королевстве ЖИШИ.
Р Ы Ж А Ф И (ЖИФАРЫ)
К И Ё Ж И (ЁЖИКИ)
Ш И М Ы (МЫШИ)
Учитель. Молодцы, ребята! С заданием вы справились хорошо! Значит можете ответить на мой вопрос. Как вы думаете какова цель нашего урока? ( дети дают ответ) Правильно, дети. Сегодня мы с вами будем отрабатывать навыки по правильному написанию слов с орфограммой ЖИ и ШИ
Ну, а теперь пришла пора отправляться нам в путешествие и полетим мы с вами на ковре- самолёте.
3. Минутка чистописания.
Первая наша остановка «ЧИСТОПИСАТЕЛЬНАЯ»
Откроем тетради под наш с вами стишок. Проверим свою осанку. Читается стишок
«Я тетрадочку открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!»
Выполняется минутка чистописания. Дети пишут одну строчку Жж, вторую строчку Шш, третью строчку жи и ши.
На доске записаны буквы Жж, Шш. Какие буквы записаны на доске? Какой звук обозначают эти буквы? Охарактеризуйте эти звуки.
Буква Ж (ЖЭ) обозначает звук Ж. Согласный , шипящий, твёрдый, звонкий. Буква Ш (ША) обозначает звук Ш. Этот звук согласный, шипящий, твёрдый, глухой.
Посмотрите на мой образец в тетради и на доске и напишите эти буквы. Ребята, составьте одно слово с буквосочетанием ЖИ, А второе с буквосочетанием ШИ. Ниже запись придуманных слов ЕЖИ, МАШИНА.
– На какие вопросы отвечают эти слова? Дети отвечают на поставленный вопрос учителя КТО? ЧТО? - Слова которые отвечают на вопрос кто это? слова ОДУШЕВЛЁННЫЕ А как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА ЕЖИ Составление предложения с данным словом. В лесу под кустом спрятались ежи. Найдите в этом предложении главные члены предложения и подчеркните их. А теперь найдите в словах этого предложения известные вам орфограммы и подчеркните их.
Справились вы с работой хорошо, полетели дальше.
4. Повторение правила.
А теперь давайте вспомним правило. Дети проговаривают правило ЖИ и ШИ пиши с буквой И.
А сейчас давайте вспомним правило стишок
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ-
С БУКВОЙ «И» ВСЕГДА ПИШИ!
МЫШИ, ЁЖИКИ, МОРЖИ
ЛЫЖИ, ЛУЖИ, КАМЫШИ.
Учитель. А теперь мы продолжим наше путешествие. Полетели дальше.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Остановка «Спортивная»
Шли по крыше три кота
Три кота Василия
Поднимали три хвоста
Аж до неба синего
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота:
«Красота! Красота!»
6. Закрепление изученного материала.
Остановка «ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ»
Работа в тетради. Коллективное выполнение упражнения стр102 №165 с комментированием. (устно)
С этим заданием вы справились хорошо. Давайте продолжим наше путешествие. Полетели дальше
8. Выполнение упражнения №166 стр102 ( самостоятельно с последующей проверкой).
ОСТАНОВКА «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ»
А эта СКАЗКА вам поможет выполнить следующее задание. Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях. Запомните: ЖИ и ШИ пишите с буквой И. Ну раз и с этим заданием вы справились, то продолжим наше путешествие. Полетели дальше.
9. Домашнее задание.
ОСТАНОВКА «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ».
Учитель объясняет выполнение домашнего задания стр102 № 165
10. Итог урока.
ОСТАНОВКА «ИТОГОВАЯ»
Учитель. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам с вами пора подвести итог урока. Ответьте мне на вопрос. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Какой вывод вы можете сделать?
Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы все хорошо работали и на память об этом путешествии король ЖИШИ дарит вам небольшие подарки! На память об этом путешествии примите портрет короля ЖИШИ. ( Детям вручаеются портреты а на обороте каждого портрета написано: « ЖИ и ШИ пиши с буквой И!