Тема: Табличные случаи умножения и деления. Решение задач.(3класс, программа «Гармония»)
Цели:
- закрепить знание таблицы умножения и соответствующие случаи деления, повторить правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений без скобок и со скобками, умение решать задачи;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать аккуратность, любовь к родному краю, повысить интерес к математике.
Оборудование: фотографии городов, индивидуальные карточки, опорные схемы, рисунок автобуса, учебник «Математика» автор Н.Б.Истомина.
Ход урока
1. Орг.момент
-Сегодня у нас урок - путешествие по городам Югры, юбилей которого мы скоро отмечаем. В пути нам понадобятся знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи, ваше внимание и смекалка.
- Скажите, в каком крае мы живем?
- Главный город нашего края?
- Какой юбилей будет отмечать завтра наш округ? (75-летие).
- Как называется наш город? (Иллюстрация Сургута).
-Что можете интересного о нем рассказать. (Сургут–в переводе с хантыйского языка «рыбная пойма». Сургут основан в 1594 году. Это город нефтяников, газовиков, энергетиков и строителей). Сургут – один из городов ХМАО.
- Какие города нашего округа вы ещё знаете?
- Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие и средством передвижения будет волшебный автобус.
(Рисунок автобуса).
2. Актуализация знаний.
- Чтобы попасть в автобус, нужно приобрести билет. Для этого вы должны найти значения выражений. Возьмите «билеты»-карточки. Решите за 1 минуту.
48:8=6 81:9=9
24:3=8
25:5=5
3*9=27
6*5=30
42:6=7
9*7=63
9*8=72
54:6=9Самопроверка: ответы на доске.
- Поднимите руку, кто решил 5 и более выражений. Вы являетесь пассажирами нашего автобуса. Сели в автобус.
- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия.
- Наш автобус отправляется. А для того, чтобы узнать город, куда мы едем, расшифруйте его название. (Вывешивается таблица с выражениями).
Дети решают устно.
60:10= 6 К
56:8= 7 О
27:3= 9 Г
15:5= 3 А
37-9= 28 Л
(48+16):8= 8 Ы
48+16:8=50 М
- Вспомним порядок выполнения действий в выражениях.
1. ( )
2. * : Вывешивается таблица.
3. + -
- В какой город мы приехали? (Когалым). (Иллюстрация).
Когалым – это молодой город. Ему 20 лет. В переводе с хантыйского языка – «это гиблое место», т.к. в районе много болот.В городе имеются школы, больницы, музей, Дворец спорта.
- Мы отправляемся дальше. Чтобы в дороге было веселей – мы с вами будем решать задачи.(«Фантазии»)
1) Северный олень весит 220 кг, а рыжая лисица – 10 кг. Во сколько раз лисица весит меньше, чем олень? (220:10=22)
2) Кедр живет 800 лет, а ива на 700 лет меньше. Сколько лет живет ива? (800-700=100)
- Скажите, ребята, каким действием решаются задачи, в которых надо узнать: во сколько раз больше или меньше? (Действием деления).
- А если в задаче говорится: на несколько единиц меньше? ( Действием вычитания).
- Правильно, молодцы.
3. Повторение пройденного.
- Мы прибыли в Нижневартовск. Городу 96 лет. Он стоит на реке Обь, богат рыбой, нефтью. Жители этого города спрашивают нас:
- Какие коренные народы живут в нашем округе?
- Чем, они занимаются? (Охотой, рыбалкой, оленеводством)
- А сейчас мы решим задачу о животных, на которых они охотятся. Откройте учебники, на с.83, № 257. Прочитайте.
- О ком эта задача?
- Что известно об утках? (36).
- Что сказано про гусей? (на 27 меньше, чем уток).
- Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз уток больше, чем гусей).
Выберите схему.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что сначала надо узнать? (сколько гусей).
- Каким действием?(-)
- А когда узнаем, сколько гусей, можем ответить на вопрос задачи? (Да).
- Каким действием? (:).
Решение самостоятельно. Один ученик у доски.
Слабым детям – карточка.
1)… - … = … 1)36 - …=…
2)… : … = … 2)36 : …=…
Ответ:
Проверка:
1) 36-27=9(г.)
2) 36:9=4(р.)
Ответ: в 4 раза уток больше, чем гусей.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с задачей.
- Мы проехали половину пути и пора отдохнуть.
4. Физминутка.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
- Тук – тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка забегай, лапу мне давай.
5. Повторение пройденного.
- Мы приехали в город Нягань.(Вывешивается иллюстрация). Городу 30 лет.Он расположен на берегу реки Нягань-юган.Это центр нефтедобывающей промышленности.
В этом городе нам предлагают решить логическую задачу. Это элементы национального орнамента ханты и манси. Найдите недостающий элемент. Таблица.
- Молодцы, ребята. Вы быстро справились с заданием.
- Из Нефтеюганска наша дорога лежит в Ханты-Мансийск. Это столица ХМАО.
Достопримечательностью города является биатлонный центр. Это центр лыжного спорта международного класса.
- Кто знает, что такое биатлон?
Биатлон – лыжная гонка со стрельбой по мишеням.
- Работники центра просят вас решить примеры на порядок действий. Кто решит правильно, получит звание «Меткий стрелок».
- Найдите выражение, где порядок действий указан верно.(в)
1 2 3 4
а) 6*2+36:(12-8)
4 3 2 1
б) 6*2+36:(12-8)
2 4 3 1
в) 6*2+36:(12-8) «Самый зоркий»
- Найдите значение выражения.(С комментированием).
Вывод.
Решите самостоятельно выражения на порядок действия.
81:9*8-3*8:4= 66 64:8*7+30=86
2*(18+2):5-6= 2 2*(14+6):8-5= 0
64:8*7-2*9:6=53
(сильные) (слабые)
Проверка.
- Я вижу, что многие справились с этим заданием и они получают звание «Меткий стрелок».
- Мы возвращаемся в наш любимый город.
Тест.
1)Выбери верный ответ: 72:9
а) 7; б)8; в)9.
2) Малыш съел 2 плюшки, а Карлсон 14 плюшек. Во сколько раз Карлсон съел больше, чем Малыш?
а) 16; б)28; в)7.
6. Итог.
- В каких городах мы побывали?
- Чем занимались на уроке?
- Что больше всего понравилось?
7. Домашнее задание.
№243(а) стр.79, по желанию весь номер.
8. Оценивание. Открытки.
Резерв: №260