Табличные случаи умножения и деления. Решение задач (математика, 3-й класс, программа "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Табличные случаи умножения и деления. Решение задач.(3класс, программа «Гармония»)

Цели:

- закрепить знание таблицы умножения и соответствующие случаи деления, повторить правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений без скобок и со скобками, умение решать задачи;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать аккуратность, любовь к родному краю, повысить интерес к математике.

Оборудование: фотографии городов, индивидуальные карточки, опорные схемы, рисунок автобуса, учебник «Математика» автор Н.Б.Истомина.

Ход урока                                                        

1. Орг.момент

-Сегодня у нас урок - путешествие по городам Югры, юбилей которого мы скоро отмечаем. В пути нам понадобятся знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи, ваше внимание и смекалка.
- Скажите, в каком крае мы живем?
- Главный город нашего края?
- Какой юбилей будет отмечать завтра наш округ? (75-летие).
- Как называется наш город? (Иллюстрация Сургута).
-Что можете интересного о нем рассказать. (Сургут–в переводе с хантыйского языка «рыбная пойма». Сургут основан в 1594 году. Это город нефтяников, газовиков, энергетиков и строителей). Сургут – один из городов ХМАО. 
- Какие города нашего округа вы ещё знаете?
- Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие и средством передвижения будет волшебный автобус.
(Рисунок автобуса).

2. Актуализация знаний.

- Чтобы попасть в автобус, нужно приобрести билет. Для этого вы должны найти значения выражений. Возьмите «билеты»-карточки. Решите за 1 минуту.

48:8=6          81:9=9
24:3=8
25:5=5
3*9=27
6*5=30
42:6=7
9*7=63
9*8=72
54:6=9     

Самопроверка: ответы на доске.

- Поднимите руку, кто решил 5 и более выражений. Вы являетесь пассажирами нашего автобуса. Сели  в автобус.
- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия.
- Наш автобус отправляется. А для того, чтобы узнать город, куда мы едем, расшифруйте его название. (Вывешивается таблица с выражениями).

Дети решают устно.

60:10= 6 К
56:8=  7 О
27:3=  9 Г
15:5=  3 А
37-9=  28 Л
(48+16):8= 8 Ы
48+16:8=50 М

- Вспомним порядок выполнения действий в выражениях.

1. (     )
2.  *   :         Вывешивается таблица.
3. +    -

- В какой город мы приехали? (Когалым). (Иллюстрация).

Когалым – это молодой город. Ему 20 лет. В переводе с хантыйского языка – «это гиблое место», т.к. в районе много болот.В городе имеются школы, больницы, музей, Дворец спорта.

- Мы отправляемся дальше. Чтобы в дороге было веселей – мы с вами будем решать задачи.(«Фантазии»)

1) Северный олень весит 220 кг, а рыжая лисица – 10 кг. Во сколько раз лисица весит меньше, чем олень? (220:10=22)
2) Кедр живет 800 лет, а ива на 700 лет меньше. Сколько лет живет ива? (800-700=100)

- Скажите, ребята, каким действием решаются задачи, в которых надо узнать: во сколько раз больше или меньше? (Действием деления).
- А если в задаче говорится: на несколько единиц меньше? ( Действием вычитания).
- Правильно, молодцы.

3. Повторение пройденного.

- Мы прибыли в Нижневартовск. Городу 96 лет. Он стоит на реке Обь, богат рыбой, нефтью. Жители этого города спрашивают нас:

- Какие коренные народы живут в нашем округе?
- Чем, они занимаются? (Охотой, рыбалкой, оленеводством)
- А сейчас мы решим задачу о животных, на которых они охотятся. Откройте учебники, на с.83, № 257. Прочитайте.  
- О ком эта задача?
- Что известно об утках? (36).
- Что сказано про гусей? (на 27 меньше, чем уток).
- Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз уток больше, чем гусей).

Выберите схему.

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что сначала надо узнать? (сколько гусей).
- Каким действием?(-)
- А когда узнаем, сколько гусей, можем ответить на вопрос задачи? (Да).
- Каким действием? (:).

Решение самостоятельно. Один ученик у доски.
Слабым детям – карточка.

1)… - … = …                              1)36 - …=…
2)… : … = …                                 2)36 : …=…

Ответ:

Проверка:

1) 36-27=9(г.)               
2) 36:9=4(р.)

Ответ: в 4 раза уток больше, чем гусей.

- Молодцы,  ребята. Вы хорошо справились с задачей.
- Мы проехали половину пути и пора отдохнуть.

4. Физминутка.

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
- Тук – тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка забегай, лапу мне давай.

5. Повторение пройденного.

- Мы приехали в город Нягань.(Вывешивается  иллюстрация).   Городу 30 лет.Он расположен на берегу реки Нягань-юган.Это центр нефтедобывающей промышленности.
В этом городе нам предлагают решить логическую задачу. Это элементы национального орнамента ханты и манси. Найдите недостающий элемент.    Таблица.
- Молодцы, ребята. Вы быстро справились с заданием.

- Из Нефтеюганска наша дорога лежит в Ханты-Мансийск. Это столица ХМАО. Достопримечательностью города является биатлонный центр. Это центр лыжного спорта международного класса.
- Кто знает, что такое биатлон?

Биатлон – лыжная гонка со стрельбой по мишеням.

- Работники центра просят вас решить примеры на порядок действий. Кто решит правильно, получит звание «Меткий стрелок».
- Найдите выражение, где порядок действий указан верно.(в)

1   2     3     4
а) 6*2+36:(12-8)
4    3     2    1       
б) 6*2+36:(12-8)
2    4     3     1
в) 6*2+36:(12-8)    «Самый зоркий»

- Найдите значение выражения.(С комментированием).

Вывод.

Решите самостоятельно выражения на порядок действия.

81:9*8-3*8:4= 66             64:8*7+30=86
2*(18+2):5-6= 2               2*(14+6):8-5= 0 
64:8*7-2*9:6=53
(сильные)                        (слабые)

Проверка.

- Я вижу, что многие справились с этим заданием и они получают звание «Меткий стрелок».
- Мы возвращаемся в наш любимый город.

Тест.

1)Выбери верный ответ: 72:9

а) 7;   б)8;  в)9.

2) Малыш съел 2 плюшки, а Карлсон 14 плюшек. Во сколько раз Карлсон съел больше, чем Малыш?

а) 16;  б)28; в)7.

6. Итог.

- В каких городах мы побывали?
- Чем занимались на уроке?
- Что больше всего понравилось?

7. Домашнее задание.

№243(а) стр.79, по желанию весь номер.

8. Оценивание. Открытки.

Резерв: №260