Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Перенос слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с правилом переноса;
  • развивать внимание к правилу переноса;
  • воспитывать интерес к обучающим телепередачам.

ХОД УРОКА

– Откройте тетради, запишите число, классная работа, минутка чистописания. (Приложение, слайд 4)
– Ребята, скажите вы все смотрите телевизор? А хотелось бы вам побывать по ту сторону экрана всем вместе? Сегодня мы отправимся в сердце нашей страны город Москва, потому что именно там есть самая высокая телебашня «Останкино». Дети, а кто скажет на каком канале мы с вами окажемся, если там есть вот такие передачи: «Ребята и зверята», «Спроси у Всезнамуса», «Прыг-скок команда» и многие другие. Но мы не просто должны побывать в этих телепередачах, а выполнить задания, которые нам предожат их герои.
– Итак, первая передача (Приложение, слайд 5)… «Ребята и зверята». Аназёба и его друг ведущий Викентий Вездеходов  приготовили такое задание. Вы можете узнать, кто сегодня будет у них в передаче вместе с нами, но для этого отгадайте загадки.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)

(Приложение, слайд 6)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это  … (ворона)

(Приложение, слайд 7)

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)

(Приложение, слайд 8)

Учитель читает загадки, учащиеся пишут отгадки, после этого проверяют написанные слова с доской, читают информацию о птице.

– Что общего в этих словах при написании? (Сочетание -оро-)
– Какое задание вы могли предложить к данным словам? (Разбить для переноса и по слогам). Выполните это задание.
– Что можете сказать о переносе данных слов? (Учитель фиксирует на доске в виде правила ответы детей, 1 схема правила)
– Вы правильно выполнили все задания и произвели запись словарных слов.
– Отправляемся на следующую передачу (Приложение, слайд 9)
… «Спроси у  Всезнамуса». Ребята, профессор Всезнамус и его ученик –Стёпа Недотёпкин предлагают нам распределить данные слова в две группы. (На доске учитель вывешивает слова – названия птиц).
– По какому признаку вы могли бы распределить эти слова ? Запишите в два столбика (Орёл, страус, какаду, колибри, выпь, сова).
– В каком столбике слов оказалось больше и почему?
– Назовите слова, которые нельзя переносить. (2 схема правила)
– Составьте и запишите своё предложение с любым из этих слов.
Выслушиваются несколько вариантов предложений.
– Молодцы, хорошо справились и с этим заданием!
– Мы продолжаем наше путешествие, отгадайте, какая следующая передача спряталась в картинке? (Приложение, слайд 11) … «Прыг-скок команда».

Физминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

– А следующая передача на этом канале требует внимательности, быстроты действий и возможно в ней нас «засыпят» вопросами (Приложение, слайд 12) …  «Вопрос на засыпку» (ведущий Саша Киреев).
– Реши анаграммы (Приложение, слайд 13). Запиши полученные слова, разделите их для переноса.  (Работа в парах).
Сумма – мусма, касса – сакас, масса – самса, ванна – навна, Анна – нАна.
Что можете сказать о переносе этих слов? (3 схема правила)
Молодцы, если вы выполнили также как и я.
– Отправляемся на следующую передачу, в которой нам предлагается поиграть (Приложение, слайд 14) … «Мы идём играть!»
– У каждого из вас на парте лежит листок со словами, вам нужно будет исправить ошибки.

ПРОВЕРКА.

Чай-ка, сн-егирь, дя-тел, сов-а, Эмм-а, кон-ьки.

– А какими правилами вы пользовались при проверке данного задания? (4 схема правила)

Взаимопроверка, сверка с образцом. Учащиеся проговаривают правило переноса. (Приложение, слайд 15)

– Подходит к концу наше путешествие, давайте мы с вами подумаем, что общего было во всех этих передачах?
– Значит, какая тема урока была?

Рефлексия (Приложение, слайд 16)

– У кого сегодня  получилось справиться со всеми заданиями, кто может, похвалить себя за это?
– Что интересного было на уроке?
– Что узнали?
(Приложение, слайд 17)