Я работаю в сельской школе преподавателем иностранного языка уже 30 лет. Что я считаю главным в своей работе? Отвечаю так: учить, чтобы научить. А научить надо многому и, прежде всего умению честно и много трудиться, трудиться осмысленно и творчески. Этого требует от нас, учителей, сама жизнь.
Стремление научить рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную мыслительную активность всех и каждого ученика в отдельности, создание таких условий, при которых иностранный язык является действительно средством общения.
За долгие годы работы в школе у меня накоплен богатый опыт применения различных технологий в преподавании иностранного языка. Использую элементы следующих технологий:
- проблемного обучения;
- разноуровневого обучения;
- встречных усилий;
- группового обучения;
- критического мышления;
- информационные технологии и т.д.
В школе есть лингафонный кабинет.
Мои ученики регулярно занимают призовые места на районных олимпиадах по немецкому языку.
Информационные и компьютерные технологии развиваются стремительно, и сегодня невозможно представить школу без компьютерного класса. Чтобы не отстать от жизни и своих собственных учеников необходимо активно применять компьютерные технологии на уроке. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Использование компьютера на уроке повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей учащихся.
ОЭИР (образовательные электронные издания и ресурсы) применяются на уроке иностранного языка в качестве дополнительного средства обучения и не могут, конечно, использоваться на каждом уроке. Персональный компьютер не заменяет, а только дополняет учителя. Использование ОЭИР делает урок более занимательным, повышает интерес к обучению, развивает ученика всесторонне. Используя компьютер, ученики получают дополнительную информацию для уроков, смотрят фильмы и передачи на иностранном языке, участвуют в различных конкурсах.
Мои ученики с удовольствием готовят презентации к урокам. Презентацию «Russland ist meine Heimat» к уроку немецкого языка в 7-м классе подготовили совместно ученики 7 и 11 классов (Приложение 1).
По желанию учащихся были распределены отдельные аспекты презентации. Группы по 2-3 ученика готовили сообщения по различным темам: географическое положение России, природные богатства России, Москва – столица нашей Родины, родной город, малая Родина – моё село.
Ребята искали соответствующие фотографии, иллюстрации, оформляли слайды. Затем все материалы были объединены в одно целое для презентации. На уроке информация была представлена в виде монологического высказывания и сопровождалась показом слайдов.
Чтобы как-то ориентироваться в огромном количестве ОЭИР, я планирую уроки с применением ОЭИР по темам, например:
Примерное планирование учебного материала
Предмет: немецкий язык 8 класс
Тема: Готовимся к путешествию по
Германии
Учебно-методический комплект:
1. Используемые электронные учебники (ЭУ) и интернет-ресурсы (таблица 1).
Таблица 1
№ урока | Тема урока | Применение ОЭИР Презентация в PowerPoint |
Применение ОЭИР используемые ЭИ и ЭУ |
1 | Wortschatz ? ist das wirklisch ein Schatz | REISEN DURCH DEUTSCHLAND | http://imc.rkc-74.ru ЭИ 1 С. Образовательная коллекция. Немецкий язык для школьников 5-9 классов. |
2 | Kleidung | http://imc.rkc-74.ru | |
3 | Essen | http://imc.rkc-74.ru | |
4-5 | Im Warenhaus | REISEN DURCH DEUTSCHLAND | ЭИ 1 С. Образовательная коллекция. Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента. |
12 | Игра «Путешествие по Германии» | По Германии стоит путешествовать | http://imc.rkc-74.ru |
2. Технологическая карта темы: «Готовимся к путешествию по Германии» (Таблица 2).
Предлагается следующий план урока с
применением ОЭИР (Приложение 2).
Привлечение компьютера позволяет сделать любой
урок привлекательным и, по-настоящему,
современным. Компьютер можно использовать на
всех этапах обучения: при объяснении нового
материала, закреплении, повторении нового
материала, контроле ЗУН.
Использование ОЭИР на уроках иностранного языка
способствует повышению информационной культуры
учащихся, улучшает мотивацию изучения
иностранного языка, формирует деятельностный
подход в освоении учебного материала.
Исползуемые источники:
- http://imc.rkc-74.ru
- ЭИ 1С. Образовательная коллекция. Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента.
- Морохова Н.Е. Устные темы по немецкому языку. 2002 г.
- Горбачева А.В. Немецкий язык. 2007 г.