Создание ситуации успеха как средство формирования положительного отношения младших школьников с нарушением интеллекта к учебной дисциплине

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


В настоящее время лишь у незначительной части школьников с нарушением интеллекта учёба является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим личностно значимые переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребёнок приходит в школу и включается в образовательный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла обучения.

Поиск смысла проявляется уже в младшем школьном возрасте и усиливается к старшим классам. Не обнаружив перспективного и непосредственного значения процесса учения для себя, ребёнок считает его бессмысленным и может проявлять к нему негативное отношение.

В процессе формирования у детей с нарушением интеллекта положительной мотивации к учебной деятельности выделяют следующие этапы:

  • фиксирование у детей мотивов предыдущих достижений (Мы хорошо поработали над предыдущей темой…);
  • определение мотивов относительной неудовлетворённости (Но не освоили ещё одну важную сторону этой темы…);
  • усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность (А между тем это вам понадобится в таких – то жизненных ситуациях…).

На следующих этапах педагог должен подкрепить и усилить возникшую мотивацию, и завершить её.

Особо значимыми факторами являются:

  • интерес ребёнка к конкретному учебному предмету или изучению окружающего его мира (При наличии устойчивой мотивации и интереса значительно облегчается процесс развития познания и жизненно важных умений)
  • интерес к процессу обучения в целом (Для того, чтобы ребёнок по – настоящему включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. стали значимыми для него)
  • оценка школьника в сравнительной динамике, в безличной форме (Педагог должен объективно относиться к успехам и неудачам ребёнка, сравнивая только его собственные достижения, а не в сравнении с достижениями других учеников)

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения.

Уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе, весьма важен. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания (пусть и через значительные трудности), не приобретёт умения учиться, не научиться дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и интеллектуальных затрат.

В младшем школьном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья учебная деятельность приносит наиболее серьёзные результаты в процессе её осуществления совместно с другими детьми. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием классного коллектива и пониманием своих возможностей, пробуждают познавательную активность и стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.

В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:

  • Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  • Доступное объяснение учебного материала
  • Обязательное использование занимательной наглядности
  • Дидактические игры
  • Парные и групповые творческие задания
  • Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
  • Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  • Создание оптимальной благоприятной образовательной среды

Важную роль в формировании положительной мотивации к учебной деятельности играет создание условий для детального контроля и объективной оценки младшими школьниками с нарушением интеллекта собственных действий:

  • обращение ребёнка в процессе учебной деятельности к собственным действиям
  • организация рефлексии (т.е. повышение уровня осмысленности и обоснованности способов решения общеучебных задач),
  • система вопросов, помогающая ребёнку оценить свою учебную деятельность с позиции достижения определённого положительного результата.

В младшем школьном возрасте наряду с основным видом деятельности – учебой, присутствует и игровая деятельность. Эффективное сочетание этих видов деятельности, а также использование некоторых психологических методов способствует успешному применению следующих приёмов формирования положительного отношения к процессу обучения:

  • «Шкала настроения»
  • «Весёлая коллекция»
  • «Помоги сказочному или мультипликационному герою» (индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, объединённые общей темой – оказание помощи в выполнении задания сказочному или мультипликационному герою, получение похвалы, поощрения от его имени)
  • Словесная поддержка педагога
  • Элементы аутотренинга (Я буду стараться, и у меня получится. Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя. Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно)
  • Установка на позитивное решение проблемы (Вместе мы преодолеем все трудности. С помощью учителя или других ребят мы выполним все задания. Мы всегда найдём решение)

Раскроем подробнее содержание некоторых приёмов

Большой интерес у учащихся младшего школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями вызывает «Шкала настроения» (жетоны разного цвета со стилизованным выражением лиц) – Приложение 1, с помощью которой ребята оценивают свои успехи и достижения во время и по окончании урока.

На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нём некоторое время сосредоточивается внимание класса. Такая ситуация имеет важное значение. У ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, усиливает интерес к собственно учебной деятельности. Учащиеся с особым желанием начинают выполнять задания, проявляют стремление к выполнению усложнённых вариантов. С помощью «Шкалы настроения» ребёнок может наглядно отразить своё эмоциональное состояние, что позволяет учителю оперативно корректировать учебную нагрузку в течение урока.

Успех, выпавший на долю ученика, производит большее впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такие же результаты.

С этой целью ученикам предлагается собрать «Весёлую коллекцию» (небольшие яркие картинки из детских книг и журналов – сказочные персонажи, герои стихотворений, рассказов, и т.д.) – Приложение 2, т.е. каждый ребёнок в зависимости от своих успехов и по своему выбору к концу учебной недели может собрать большое количество ярких картинок. Этот приём является хорошим стимулом в достижении учебных целей и задач.

Не менее важным приёмом является словесная поддержка педагога, т.е использование фраз типа: «Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание», «Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее», «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам», «Я очень рада, что ты смог преодолеть себя и сделал это задание» и т.д.

Младшие школьники, имеющие отклонения в умственном развитии, склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример. Поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, создание ситуации успеха способствует решению важнейших задач обучения и воспитания.

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учащихся проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно.

Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика. Как правило, результат положительный.

Значительная часть слабоуспевающих учеников стали максимально активно работать на уроках чтения, математики, письма и развития речи, проявляя устойчивый интерес к получению знаний и выражая желание «хорошо учиться».

Таким образом, при условии постоянного стимулирования успешности обучения младших школьников с нарушением интеллекта, отмечается значительная позитивная динамика в формировании устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.

Доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению успеха. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит педагогу незаметно (в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка) повысить уровень требований к нему, и тем самым мотивировать его на познание более сложного материала.

Если учитель оценит ученика относительно достижения более успешных одноклассников, то эффект воздействия уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже», преувеличение успеха создает впечатление несправедливости. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать ученика не с другими учащимися, а с его прежними достижениями, т.е. оценивать продвижение.

К примеру, анализируя готовые работы, нужно обращать внимание детей и на такую работу, в которой хорошо выполнены лишь отдельные элементы задания. При этом важно особо отметить даже малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей своих учеников, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату.

Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».

Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи в рамках того же предмета.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Успех (успешность) ребёнка – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективных результатов и субъективного к ним отношения самого ребёнка. Может быть, что ребёнок достигает многого, но такой ценой, что чувствует себя неудачливым, а не успешным. Может быть, он продвинулся вперёд совсем чуть – чуть (если судить объективно). Но для него самого – это преодоление, победа, и радость от своего успеха.

И в наших силах организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, был мотивирован на успешную учебную деятельность.