Класс: 4 класс
Предмет: чтение
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.Обучающая:
- научить читать выразительно и с интонацией стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»;
- подготовить учащихся к эмоциональному восприятию стихотворения;
- расширить представление учащихся о явлениях природы;
2.Воспитывающая:
- воспитание активности, эстетического восприятия произведения, любви к природе, любви к человеку;
- воспитание чувства красоты;
- привитие интерес к устному народному творчеству, музыке;
3.Развивающая:
- развитие чувства прекрасного;
- обогащение словарного запаса;
- развитие способностей высказывать свои мнения;
- развитие воображения.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, портрет писателя, выставка книг, магнитофон, учебник по чтению, тетради для словарной работы, простые карандаши, ластики.
Структура урока:
- Организационная часть.
- Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя.
- Словарная работа.
- Показательное чтение учителем или заранее подготовленным учеником.
- Анализ стихотворения.
- Физкультминутка.
- Чтение стихотворения с интонацией учениками (3 ученика).
- Прослушивание записи или пение учителем данного произведения.
- Обобщение.
Ход урока:
1. Организационная часть, ознакомление с темой, объявление целей урока
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Посмотрите на экран.
- Какое время года изображено на картине? (зима)
- А какое время суток вы видите на этой картине? (вечер)
- Почему вы так думаете?
- Образуйте от слов «зима» и «вечер» словосочетание (зимний вечер)
- А как вы думаете, о чем говорится в этом произведении?
- Кто написал это произведение? (на экране портрет А.С. Пушкина, название произведения).
- Да, сегодня мы познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер». Научимся правильно, выразительно и эмоционально читать это стихотворение, обогатим свой словарный запас, а также научимся высказывать свое мнение, послушаем запись.
2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя
- Кто мне скажет, кто такой А.С. Пушкин?
- Молодцы! А какие его произведения вы знаете?
(сказка о рыбаке и рыбке, сказка о медведихе, сказка о царе Салтане, сказка о мертвой царевне, сказка о золотом петушке, сказка о попе и работнике его Балде)
- О чем говорится в сказке о рыбаке и золотой рыбке? (В этой сказке говорится о золотой рыбке, рыбаке и его жадной старухе. Ей всего было мало. И из-за жадности золотая рыбка превратила ее с дворянки обратно в обычную старушку у разбитого корыта)
- Молодцы! Как хорошо вы помните эту сказку. А кто-нибудь слышал сказку о мертвой царевне и о семи богатырях? (дети поднимают руки)
- Оказывается все знаете. ____ расскажет нам вкратце об этой сказке. (В сказке говорится о том, как мачеха отправила царевну в лес …)
- Молодец!
- В своих произведениях А.С. Пушкин подчеркивал, говорил о враждебном отношении к царям, попам, купцам. Как вы думаете, почему он писал о них с враждой?
- Да, потому что цари, купцы, попы были жадными и скупыми. Они унижали крестьян.
- А кроме сказок А.С. Пушкин писал стихотворения, одно из которых мы сегодня прочитаем.
3. Словарная работа
- Посмотрите на экран. Прочитайте про себя эти слова (на экране написаны слова, а их значения открываются только после обсуждения, разбора) КРОВЛЯ, ВЕТХАЯ, ЛАЧУЖКА, ОБВЕТШАЛОЙ
- А теперь повторяем за мной: кровля, ветхая, лачужка, обветшалой.
- А вы знаете значения этих слов? (записывают в словари).
- Каждый писатель посвящает свои произведения чему-либо или кому-либо. Так это стихотворение Александр Сергеевич посвятил своей любимой няне.
- Вы знаете, как зовут няню Александра Сергеевича? (Арина Родионовна Яковлева).
- В этом стихотворении очень горячо чувствуется любовь няне, как она тосковала по Александру Сергеевичу.
4. Показательное чтение учителем или заранее подготовленным учеником
- Молодцы! Сейчас я вам прочитаю это стихотворение. Вы внимательно слушайте и следите за моим чтением. Затем вы скажете мне, почему А.С. Пушкин назвал стихотворение «Зимний вечер» (учитель читает с соблюдением ударения, паузы, интонацией)
5. Анализ стихотворения
- Вам понравилось содержание стихотворения? А именно чем оно вам понравилось?
- Молодцы! А теперь возьмите простые карандаши. Будем отмечать логические ударения и паузы. Начнет _____. Он будет читать и ставить знаки у себя в книге. Продолжит _____ (спрос 8 учащихся по четверостишиям)
- Молодцы! Все поставили?
- Тоску и боль няни А.С. Пушкин сопоставил с зимой. Как вы думаете, почему именно с зимой?
- А если бы он назвал это стихотворение «Летний вечер», название подошло бы? Почему?
- Что бы вы нарисовали к этому стихотворению?
6. Физкультминутка
7. Чтение стихотворения с интонацией учениками (3 ученика)
- Соблюдая все знаки, нам прочтет выразительно, громко, четко и ясно _____.
(читают 2 или 3 ученика; учитель исправляет ошибки)
- Молодцы! Все очень хорошо читали, но особой чувствительностью отличился _____. Молодец!
- А кто мне прочтет то место, где автор выражает свою любовь и беспокойство няне? (наша ветхая лачужка … Своего веретена)
- Молодец!
8. Прослушивание записи или пение учителем данного произведения.
- Я сейчас включу запись. Как вы думаете, запись с чем? Да, на это стихотворение написана музыка и получилась песня. Внимательно слушаем. ся, если это стихотворение или как песня (звучит песня)
9. Обобщение, выставление оценок, домашнее задание
- О каком писателе мы сегодня прошли?
- Какие произведения он написал и для кого?
- Какое стихотворение А.С. Пушкина мы сегодня прочитали?
- О чем говорится в этом стихотворении?
- Вам оно понравилось?
- А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?
До свидания!