Урок чтения в 4-м классе. "А.С. Пушкин. "Зимний вечер"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4 класс

Предмет: чтение

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1.Обучающая:

  • научить читать выразительно и с интонацией стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»;
  • подготовить учащихся к эмоциональному восприятию стихотворения;
  • расширить представление учащихся о явлениях природы;

2.Воспитывающая:

  • воспитание активности, эстетического восприятия произведения, любви к природе, любви к человеку;
  • воспитание чувства красоты;
  • привитие интерес к устному народному творчеству, музыке;

3.Развивающая:

  • развитие чувства прекрасного;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие способностей высказывать свои мнения;
  • развитие воображения.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, портрет писателя, выставка книг, магнитофон, учебник по чтению, тетради для словарной работы, простые карандаши, ластики.

Структура урока:

  1. Организационная часть.
  2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя.
  3. Словарная работа.
  4. Показательное чтение учителем или заранее подготовленным учеником.
  5. Анализ стихотворения.
  6. Физкультминутка.
  7. Чтение стихотворения с интонацией учениками (3 ученика).
  8. Прослушивание записи или пение учителем данного произведения.
  9. Обобщение.

Ход урока:

1. Организационная часть, ознакомление с темой, объявление целей урока

- Здравствуйте, дети! Садитесь. Посмотрите на экран.

- Какое время года изображено на картине? (зима)

- А какое время суток вы видите на этой картине? (вечер)

- Почему вы так думаете?

- Образуйте от слов «зима» и «вечер» словосочетание (зимний вечер)

- А как вы думаете, о чем говорится в этом произведении?

- Кто написал это произведение? (на экране портрет А.С. Пушкина, название произведения).

- Да, сегодня мы познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер». Научимся правильно, выразительно и эмоционально читать это стихотворение, обогатим свой словарный запас, а также научимся высказывать свое мнение, послушаем запись.

2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя

- Кто мне скажет, кто такой А.С. Пушкин?

- Молодцы! А какие его произведения вы знаете?

(сказка о рыбаке и рыбке, сказка о медведихе, сказка о царе Салтане, сказка о мертвой царевне, сказка о золотом петушке, сказка о попе и работнике его Балде)

- О чем говорится в сказке о рыбаке и золотой рыбке? (В этой сказке говорится о золотой рыбке, рыбаке и его жадной старухе. Ей всего было мало. И из-за жадности золотая рыбка превратила ее с дворянки обратно в обычную старушку у разбитого корыта)

- Молодцы! Как хорошо вы помните эту сказку. А кто-нибудь слышал сказку о мертвой царевне и о семи богатырях? (дети поднимают руки)

- Оказывается все знаете. ____ расскажет нам вкратце об этой сказке. (В сказке говорится о том, как мачеха отправила царевну в лес …)

- Молодец!

- В своих произведениях А.С. Пушкин подчеркивал, говорил о враждебном отношении к царям, попам, купцам. Как вы думаете, почему он писал о них с враждой?

- Да, потому что цари, купцы, попы были жадными и скупыми. Они унижали крестьян.

- А кроме сказок А.С. Пушкин писал стихотворения, одно из которых мы сегодня прочитаем.

3. Словарная работа

- Посмотрите на экран. Прочитайте про себя эти слова (на экране написаны слова, а их значения открываются только после обсуждения, разбора) КРОВЛЯ, ВЕТХАЯ, ЛАЧУЖКА, ОБВЕТШАЛОЙ

- А теперь повторяем за мной: кровля, ветхая, лачужка, обветшалой.

- А вы знаете значения этих слов? (записывают в словари).

- Каждый писатель посвящает свои произведения чему-либо или кому-либо. Так это стихотворение Александр Сергеевич посвятил своей любимой няне.

- Вы знаете, как зовут няню Александра Сергеевича? (Арина Родионовна Яковлева).

- В этом стихотворении очень горячо чувствуется любовь няне, как она тосковала по Александру Сергеевичу.

4. Показательное чтение учителем или заранее подготовленным учеником

- Молодцы! Сейчас я вам прочитаю это стихотворение. Вы внимательно слушайте и следите за моим чтением. Затем вы скажете мне, почему А.С. Пушкин назвал стихотворение «Зимний вечер» (учитель читает с соблюдением ударения, паузы, интонацией)

5. Анализ стихотворения

- Вам понравилось содержание стихотворения? А именно чем оно вам понравилось?

- Молодцы! А теперь возьмите простые карандаши. Будем отмечать логические ударения и паузы. Начнет _____. Он будет читать и ставить знаки у себя в книге. Продолжит _____ (спрос 8 учащихся по четверостишиям)

- Молодцы! Все поставили?

- Тоску и боль няни А.С. Пушкин сопоставил с зимой. Как вы думаете, почему именно с зимой?

- А если бы он назвал это стихотворение «Летний вечер», название подошло бы? Почему?

- Что бы вы нарисовали к этому стихотворению?

6. Физкультминутка

7. Чтение стихотворения с интонацией учениками (3 ученика)

- Соблюдая все знаки, нам прочтет выразительно, громко, четко и ясно _____.

(читают 2 или 3 ученика; учитель исправляет ошибки)

- Молодцы! Все очень хорошо читали, но особой чувствительностью отличился _____. Молодец!

- А кто мне прочтет то место, где автор выражает свою любовь и беспокойство няне? (наша ветхая лачужка … Своего веретена)

- Молодец!

8. Прослушивание записи или пение учителем данного произведения.

- Я сейчас включу запись. Как вы думаете, запись с чем? Да, на это стихотворение написана музыка и получилась песня. Внимательно слушаем. ся, если это стихотворение или как песня (звучит песня)

9. Обобщение, выставление оценок, домашнее задание

  • О каком писателе мы сегодня прошли?
  • Какие произведения он написал и для кого?
  • Какое стихотворение А.С. Пушкина мы сегодня прочитали?
  • О чем говорится в этом стихотворении?
  • Вам оно понравилось?
  • А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?

До свидания!