Тип урока: проблемный.
Цели:
- развивать умения работать в группе;
- способность слышать и слушать другого;
- помогать друг другу;
- сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды;
- развивать познавательную активность.
Форма урока: беседа.
Зрительный ряд: презентация.
Материалы:
- для учителя: раздаточный материал;
- для учащихся: тетрадь для записей
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуальность.
3. Сообщение новых знаний.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ урока.
6. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала Проведем тест «Настроение» (Приложение 1). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.
– Отметили. Убрали в сторонку.
2. Актуализация
– Сегодня мы с вами должны будем ответить на
вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую
роль играет декор в положении человека в
обществе. (Приложение 2;
Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда
еще не было никакой другой одежды, кроме шкур
животных, были украшения из ракушек и клыков
животных. (Приложение 2;
Слайд 2)
– А какие украшения сейчас используют люди?
– Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. (Приложение
2; Слайд 3) Выделяют различные виды боди
– арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и
росписи по телу. До сих пор люди украшают себя
шрамами.
– Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже
имеют шрамы, желают их замаскировать).
– В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим
занимаются. С какой целью они это делают?
– Представители древних африканских племен
наносили на тело шрамы с целью обозначения
своего социального статуса или в процессе
ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был
у них развит для отличия принадлежности человека
к какому-либо племени. У некоторых племён он был
ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите,
как украшали себя в древности (Приложение
2; Слайды 4-5)
– А для чего делали роспись по телу в древности? (Приложение 2; Слайд 6)
– В племенах показывают социальный
статус. По используемым цветам и узорам можно
легко узнать, к какому племени он принадлежит, с
кем это племя ведёт войну и многую другую
информацию. Посмотрите современную роспись тела
(Приложение 2; Слайд 8),
её выполняют натуральными красителями.
– В наше время, где можно встретить роспись по
телу, лицу? (Приложение 2;
Слайд 8) – Цирк, театр, вечеринки, футбольные
матчи, ночные клубы, проведение профессиональных
конкурсов и фестивалей т.д.
– В наше время, с какой целью делают роспись по
телу?
– Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж
для создания образа. (Приложение
2; Слайд 9) В основном, роспись
используется для эстетических целей.
Вывод: В древности росписью по телу и
лицу люди пытались защитить себя и устрашить
врагов. А в современном мире – для красоты,
привлечения к себебвнимания.
С тех пор, когда появились вожди в племени, и
возникло неравенство, появилось множество
изобразительных знаков отличия одних людей от
других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская
сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный.
Декоративные узоры и знаки, изображенные в
вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе
древние представления людей об окружающем их
мире. У любого народа были боги, духи,
олицетворяющие явления природы. Люди хотели
призвать к себе силы добра и света и защититься
от злых сил. В разные эпохи разные народы
окружали себя оригинальными предметами и
создавали свой костюм.
– А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?
Ответы детей:
Костюм и одежда – это не синонимы. Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя. (Приложение 2; Слайд 10) К костюму относят и косметику, маникюр, и даже очки и трость.
3. Сообщение новых знаний
– А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение, вы внимательно слушайте и думайте, о какой стране идет речь.
На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
– О какой стране идет речь? (Древний Египет)
– Правильно. Эта страна – родина одной из самых
древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет
– удивительную, полную загадок и чудес страну,
одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас
несколькими тысячелетиями. (Приложение
2; Слайд 11) Именно с нее вы начинаете
изучать историю древних государств.
– Что вы знаете о Древнем Египте?
– (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей
ДревнегоЕгипта). (Приложение 2;
Слайд 12)
– В этой стране люди поклонялись большому
количеству богов, многие из которых были похожи
на животных. (Приложение 2;
Слайд 13) О том, как жили древние египтяне, во что
верили, какую носили одежду, мы узнаем,
рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и
росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов
Древнего Египта. (Приложение 2;
Слайд 14)
Обувь
Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. (Приложение 2; Слайды 15, 16) В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы. (Приложение 2; Слайд 17)
Пояс
Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс – важная часть костюма. (Приложение 2; Слайд 18) У Древних Египтян пояс держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков «подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия – пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями – резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.
Головной убор
Особое место в костюме занимал головной убор.
Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить.
У древних народов головной убор имел больше
символическое значение, чем функциональное.
Двойная шапка египетского, фараона
символизирует его власть над Верхним и Нижним
Царствами. (Приложение 2;
Слайд 19)
Египетская одежда на протяжении многих столетий
остается неизменной. Речь идет только о двух
типах одежды: мужской и женской. Но и здесь
существуют точные законы.
– Как же нам разобраться, кто есть кто?
4. Самостоятельная работа. «Кто есть кто»
– На вопрос «кто есть кто» отвечает весь
ансамбль костюма человека и до настоящего
времени. В Древнем Египте ученого,
грамотея отличало длинное страусовое перо,
прикрепленное к его облачению.
– Сегодня мы с вами поговорим об одежде мужской и
женской, украшениях, головном уборе Древнего
Египта. Для этого вы сегодня поработаете в
группах. У каждой группы будет свое задание. На
партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее
читаете и готовите ответ на вопрос, который вы
прочитаете у себя на столе.
Группы работают по карточкам.
- 1 группа – Мужской костюм; (Приложение 3);
- 2 группа – Женский костюм; (Приложение 4);
- 3 группа – Украшения и прически. (Приложение 5);
Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:
1 группа: Можем ли мы определить по
мужскому костюму социальную принадлежность
человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому
костюму социальную принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по
украшениям, головным уборам социальную
принадлежность человека?
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды (Приложение 2; Слайды 20-25) Делаем запись в словарики.
5. Анализ урока
При помощи учащихся подвожу итог урока.
– Какую проблему мы с вами сегодня решали?
– Зачем людям украшения.
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и
отметьте свое настроение, с которым уходите с
урока простым карандашом.
Домашнее задание: выучить элементы костюма.