Цели урока:
- познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи;
- формировать умение исправлять ошибки, развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи, и кроссворды
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
2. Чистописание
Ш ша ше ши (Приложение. Слайды 2-3)
шарик животное широкий
– Найдите лишнее слово.
– Почему вы считаете, что оно лишнее?
3. Работа по теме урока
– Вы когда-нибудь замечали, что одних людей
слушать интересно? Речь у них очень образная и
красочная. А других слушать скучно.
Всё дело в том, что те люди, которые не умеют
говорить красочно. Нечасто используют в своей
речи слова, которые отвечают за то, чтобы речь
стала красивее , живее.
Давайте проведём эксперимент. Перед вами две
истории. Прочитайте первую из них, возьмите
карандаш и нарисуйте, ничего не придумывая, всё, о
чём вы прочитали.
История первая.
В одном городе жила-была девочка. Смотри- вот она идёт нам на встречу! На ней платьице с фартучком, туфельки и шляпка. Она похожа на цветочек. И глаза у неё как цветочки – анютины глазки. И зовут её Анютой. (Приложение. Слайд 4)
История вторая.
В одном чистом городе жила – была хорошенькая маленькая девочка. Смотри – вот она идёт нам на встречу! На ней короткое синее платьице с маленьким розовым фартучком, чёрные туфельки с золотыми пряжками и белая шляпка. Она похожа на нераспустившийся цветочек. И глаза у неё как голубые цветочки – анютины глазки. И зовут её Анютой. (Приложение. Слайд 5)
– А теперь сравните картинки. Какая из них
более яркая и красочная? Наверное, вторая. Почему?
А потому. Что во втором рассказе использованы
слова, которые подсказали тебе цвет платьица,
туфелек, глаз. Эти слова словно «разукрасили»
твою картинку.
– А что же это за слова-художники? Это ещё одна
часть речи – прилагательное.
Правило:
Имя прилагательное – это часть речи. Оно
обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы какой? какая? какое? какие? (Приложение.
Слайд 6)
Имена прилагательные делают нашу речь точной и
выразительной.
Прилагательное очень дружит с существительным.
Они всегда «ходят» вместе, парой.
Существительное может «гулять» без
прилагательного: коша, снег, радость. А
прилагательное одно ну никак не держится на
ногах, оно всегда опирается на существительное,
как пожилой человек на палочку.
Прилагательное + Существительное (Приложение. Слайд 7)
Физминутка
а) Подберите к существительным ,подходящие по смыслу прилагательные
Цветок …, …, …
Снег …, …, …
Рассказ …, …, …
Например: цветок ароматный, нежный, весенний. (Приложение. Слайд 8)
б) Выпишите из текста только имена прилагательные. (Приложение. Слайд 9)
Курица
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споёт.(К. Чуковский)
в) Соедините стрелкой существительное и прилагательное, которые составляют словосочетание. Поставьте вопрос к прилагательному. (Приложение. Слайд 10)
Небо голубое с зеленоватым отливом. И на нём
розовые островки, как волны. А розовые они потому,
что солнце садится, прячется за горизонтом.
Оранжевое солнце опускается всё ниже и ниже.
4. Развитие речи
Составьте рассказ, используя картинки. (Приложение. Слайд 11)
5. Словарная работа
– Сегодня мы познакомились с прилагательным.
На какой вопрос отвечают эти слова?
Образуйте от словарных слов имена
прилагательные. (Приложение.
Слайды 12-15)
6. Рефлексия
7. Домашнее задание