Урок по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Иностранные языки


Цели урока:

  • познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи;
  • формировать умение исправлять ошибки, развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи, и кроссворды
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

2. Чистописание

Ш    ша  ше  ши (Приложение. Слайды 2-3)
шарик  животное  широкий

– Найдите лишнее слово.
– Почему вы считаете, что оно лишнее?

3. Работа по теме урока

– Вы когда-нибудь замечали, что одних людей слушать интересно? Речь у них очень образная и красочная. А других слушать скучно.
Всё дело в том, что те люди, которые не умеют говорить красочно. Нечасто используют в своей речи слова, которые отвечают за то, чтобы речь стала красивее , живее.
Давайте проведём эксперимент. Перед вами две истории. Прочитайте первую из них, возьмите карандаш и нарисуйте, ничего не придумывая, всё, о чём вы прочитали.

История первая.

В одном городе жила-была девочка. Смотри- вот она идёт нам на встречу! На ней платьице с фартучком, туфельки и шляпка. Она похожа на цветочек. И глаза у неё как цветочки – анютины глазки. И зовут её Анютой. (Приложение. Слайд 4)

История вторая.

В одном чистом городе жила – была хорошенькая маленькая девочка. Смотри – вот она идёт нам на встречу! На ней короткое синее платьице с маленьким розовым фартучком, чёрные туфельки с золотыми пряжками и белая шляпка. Она похожа на нераспустившийся  цветочек. И глаза у неё как голубые цветочки – анютины глазки. И зовут её Анютой. (Приложение. Слайд 5)

– А теперь сравните картинки. Какая из них более яркая и красочная? Наверное, вторая. Почему? А потому. Что во втором рассказе использованы слова, которые подсказали тебе цвет платьица, туфелек, глаз. Эти слова словно «разукрасили» твою картинку.
– А что же это за слова-художники? Это ещё одна часть речи – прилагательное.

Правило:

Имя прилагательное – это часть речи. Оно обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Приложение. Слайд 6)
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной. 
Прилагательное очень дружит с существительным. Они всегда «ходят» вместе, парой.
Существительное может «гулять» без прилагательного: коша, снег, радость. А прилагательное одно ну никак не держится на ногах, оно всегда опирается на существительное, как пожилой человек на палочку.

Прилагательное  +  Существительное (Приложение. Слайд 7)

Физминутка

а) Подберите к существительным ,подходящие по смыслу прилагательные

Цветок …, …, …
Снег …, …, …
Рассказ …, …, …

Например: цветок ароматный, нежный, весенний. (Приложение. Слайд 8)

б) Выпишите из текста только имена прилагательные. (Приложение. Слайд 9) 

Курица

Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споёт.

(К. Чуковский)

в) Соедините стрелкой существительное и прилагательное, которые составляют словосочетание. Поставьте вопрос к прилагательному. (Приложение. Слайд 10)

Небо голубое с зеленоватым отливом. И на нём розовые островки, как волны. А розовые они потому, что солнце садится, прячется за горизонтом.
Оранжевое солнце опускается всё ниже и ниже.

4. Развитие речи

Составьте рассказ, используя картинки. (Приложение. Слайд 11)

5. Словарная работа

– Сегодня мы познакомились с прилагательным. На какой вопрос отвечают эти слова?
Образуйте от словарных слов   имена прилагательные. (Приложение. Слайды 12-15)

6. Рефлексия

7. Домашнее задание