Цели:
- cоздать условия для развития познавательной и творческой активности учащихся;
- cопоставить развитие коллективных качеств у учащихся во время подготовки и участия в викторине;
- формировать патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии.
Оборудование: репродукция картины « переход Суворова через Альпы», портрет А.В.Суворова, кроссворд, презентация.
ХОД ВИКТОРИНЫ
“Свет дорога, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей судьбой горжусь!”
– В разные времена, с разных сторон двигались на Русь иноземные захватчики. Но смело выходили сражаться с врагами наши предки. Поднимались на защиту и стар, и млад, и бились с врагами либо до вздоха последнего, либо до часа победного.
Зарыли в землю много ржавой стали
Все, кто у нас пировал в гостях!
Как памятник стоит на пьедестале,
Так встала Русь на вражеских костях.
К нам, древней славы неусыпным стражам,
Взывает наше прошлое, всели,
Чтоб на заржавленном железе вражьем
И впредь стояла русская земля!
– Вечно в памяти поколений будут жить великие
подвиги русских воинов. И сегодня мы с Вами будем
говорить о воинской славе России, о доблестях, о
подвигах, о славе!
Вся его жизнь прошла в походах. Это был
необыкновенный человек. Любил читать книги по
истории, знал немецкий, французский и
итальянский языки.
Рассказ учащегося о А.В. Суворове, показ портрета.
Александр Суворов родился 13 ноября 1730г. в Москве. Его отец Василий Суворов происходил из старинного русского рода, был сравнительно небогат и даже скуп. Женился он на дочери дьяка Авдотье Федосеевне Мануковой и, имел от этого брака двух дочерей и сына Александра. Детство мальчика протекало в Москве. Не мог он не бывать и в принадлежащих его отцу поместьях. В доме Суворовых, не существовало того высокомерия и жестокости по отношению к крепостным крестьянам, которые характерны для тогдашнего вельможного дворянства. Маленький Александр проводил много времени в обществе своих сверстников – крестьянских ребят. Обращение его родителей с крестьянами, зародило первые зерна уважения к простому русскому человеку – черта, отличавшая в последствие Суворова и во многом способствовавшая его необычайной популярности среди солдат. Со времен Петра I каждый дворянин обязан был, вступая в военную службу, проходить ее с нижних чинов. Дворяне нашли способ обходить этот закон: они записывали сыновей в гвардию при самом их рождении, и, живя еще в родительском доме, дети постепенно повышались в чинах. Однако Суворов вопреки этому обыкновению не был записан при рождении в военную службу: отец не предназначал Александра к военной карьере. А тут еще мальчик оказался хилого сложения, на вид болезненный. Это в дальнейшем обернулось для Суворова благоприятной стороной: вынужденный пройти солдатскую службу по- настоящему, он глубоко ознакомился с бытом и нравами русских солдат. Итак, для Александра было избрано гражданское поприще. Отец не удосужился позаботиться о серьезной подготовке сына. Занятый служебными и хозяйственными делами, вдобавок опасавшийся расходов на преподавателей, он мало обращал внимание на воспитание мальчика. Только природное дарование и неутомимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем». У Василия Ивановича была неплохая библиотека по военным вопросам. Пытливый ум мальчика нашел богатую пищу в этих книгах. Он перечитывал их одну задругой. Сидя по целым дням в пустой библиотеке, он мысленно разыгрывал настоящие сражения. Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. С проявившимся уже в детстве упорством и настойчивостью, он начал готовить себя к военной деятельности. Это выражалось не только в чтении специальных книг, но и в целой системе самовоспитания. Будучи от природы болезненным, легко подверженным простуде, он поставил себе целью закалиться; для этого он обливался холодной водой, не надевал теплого белья, скакал верхом под проливным дождем и т. д. Домашние удивлялись странностям ребенка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. Все это способствовало еще большему самоуглублению мальчика, усилению его природной замкнутости и заставило его еще сильнее пристраститься к избранному им поприщу. В конце концов отец махнул рукой на упрямого сына, а окружающие уже тогда его окрестили «чудаком». Эту кличку Суворов пронес через всю свою семидесятилетнюю жизнь, и она свидетельствовала не только о его странностях, сколько об ограниченности тех, кто наградил его такой кличкой. Рассказывают, что счастливый случай помог Александру стать военным. Когда мальчику исполнилось 11 лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал. Василий Иванович с вздохом поведал о причудах и упорстве сына. Заинтересованный Ганнибал захотел поговорить с мальчиком. Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал при помощи игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно свободно ориентировался в тактических сложностях маневра. Ганнибал стал подавать свои советы. Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. Завязалась оживленная беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика. Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим и притом вполне правильно.В следующем году отец записал Александра в гвардию. Он был зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк в качестве солдата, но оставлен пока в родительском доме, с обязательством изучат « указанные науки». Эти науки были довольно многочисленны: арифметика, геометрия, тригонометрия, планов геометрия, фортификация, часть инженерии и артиллерии, иностранные языки и другие.
В 1774 году Александр, еще ни разу не появлявшийся в полку, начал продвижение по лестнице чинов: он был произведен в капралы. Наконец, 1 января 1748 года он прибыл в полк. С этого дня началась действительная служба Александра, дослужившегося до высшего военного звания.
– Итак, наша сегодняшняя викторина будет посвящена Александру Васильевичу Суворову и его знаменитому переходу “чрез Альпы”. Великий русский полководец А.В. Суворов был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение быстро ориентироваться в обстановке, он преследовал тупое зазубривание солдатами букв устава. Суворов высоко ценил в солдатах стремление понять, узнать, постичь и поощрял находчивых и любознательных. В его бумагах биографы обнаружили интересную запись: “проклятая немогузнайка намека, лживка, лукавка, двуличка …”. Он боролся с “немогузнайкой” в армии, задавал всевозможные вопросы солдатам и всегда был рад, если неожиданный вопрос заставал солдата врасплох, но не ставил его в тупик.
1. Не будьте и вы “немогузнайками”! Решите наши задания о славном русском полководце – А.В. Суворове, о его соратниках и современниках, о знаменитых походах и сражениях, о местах, где он воевал и побеждал!
- Суворов преподавал солдатам свою науку побеждать в самой доходчивой форме. Его поучения имели вид пословиц и поговорок. Назовите поучения Суворова.
- Как называется книга Суворова, в которой он обобщил свои тактические принципы, и которая выдержала десятки изданий?
- Воинское звание, с которого начинал действительную военную службу А.В. Суворов?
- В каком году Суворов получил своё первое офицерское звание? И какое?
- За какие походы Суворов получил звание генералиссимуса?
- Что вам известно о семейном положении Суворова? Как звали его дочь?
2. Головоломка-кроссворд.
1. Крепость.
2. Городок в предгорье Альп.
3. Почетный титул Суворова.
4. Крепость на косе у Днепровско – Бугского
лимана.
5. Знаменитый флотоводец.
6. Центральный горный массив Альп.
7. Известный русский полководец, соратник А.В.
Суворова и М.И. Кутузова.
8. Крепость.
9. Название знаменитого похода Суворова.
3. “Живые страницы” истории
Учащиеся рассказывают знаменитый переход А.В.
Суворова через Альпы – в стихах.
Преподаватель: Поход русских войск под
командованием А.В.Суворова в Италию и Швейцарию
был предпринят в 1799году. За три с половиной
месяца войска Суворова освободили от неприятеля
всю Северную Италию и совершили необыкновенный
по трудности переход через Альпы.
Ученица: 31 августа 1799 года армия Суворова выступила в поход за шесть суток она прошла более 150 км и достигла г. Таверно.
В Швейцарском городке Таверно
Суворов дал привал войскам.
Ночь выдалась дождливой, скверной,
Туман сползал по ледникам;
Ветра с предгорий, как в мешок,
В тавернскую долину дули;
Как будто, в Пскове или Туле,
Холодный сыпался снежок.
Ученик: В Таверно Суворов должен был получить от австрийцев запасы продовольствия и мулов. Но ни того, ни другого не оказалось.
Австрийский генерал – бездельник
Опять недодал лошадей,
А из России ни вестей,
Ни пушек, ни полков, ни денег.
Ученик: 10 сентября главные силы Суворова двинули из Таверно к Беллинцоне. Впереди преграждал дорогу центральный горный массив Сен-Готард.
Уже в горах ему сказали,
Что путь на Сен-Готард закрыт,
Он огляделся – грозный вид!
По скалам в пропасти сползали
И пропадали облака,
Внизу орел парил устало
И узкая, как нож река,
С камней, срываясь, клокотала.
Ученик: Приняв решение атаковать Сен-Готард, Суворов разделил свои силы на 2 лагеря, одним из них командовать было доверено Багратиону.
Уж третий час, как батальоны
Вслед за фельдмаршалом своим
Карабкались по горным склонам,
Скользили ноги лошадей,
Вьюки и люди в низ летели
Француз на выбор бил. Потери –
Давно за тысячу людей.
Темнело,…а Багратион
Ещё не обошел французов.
Ученик: 13 сентября подоспел на помощь Багратион, и Сен-Готард был взят!
Фельдмаршал приказал, хоть ночью
Быть в Сен-Готарде. Но когда
Последний заходящий луч
Уже сверкнул за облаками,
Все увидали: выше туч
Стоят на гребне синих льдов
Багратионовы солдаты.
Ученик: Чудеса героизма показали русские солдаты при взятии знаменитого Чертово моста. Исключительным по трудности был переход через снеговой хребет Росшток, на который ушло более 12 часов.
Прорвавшись в Муттен, он узнал
Что все союзники ушли,
Оставив пушки и знамена
Кругом австрийская измена,
И в сердце вражеской земли
Ему едва ль уйти от плена.
Ученик: Гибель войска Суворова казалась неизбежной.
Все генералы крепко спали
Когда Суворов, встав чуть свет,
Пошел бродить по Муттенталю.
На сотни верст тянулись горы:
Чтоб через них пробиться грудью,
Придется многим лечь.
Жесток путь через Альпы на Восток.
Ученик: Впереди был ещё один горный перевал – Панкис.
Последний горный перевал…
На Рингенкопфе пела вьюга
Гуськом, хватаясь, друг за друга
Ползли солдаты. Последний ледяной ночлег,
Вповалку с ружьями, конями,
Друг друга, прикрутив ремнями,
Плашмя ложились прямо в снег,
И, штык, всадивши, на ремне
Всю ночь над пропастью висели.
Учитель: Армия Суворова преодолела последнее препятствие и к вечеру 26 сентября вышла в г.Иланц. Швейцарский поход Суворова приковал к себе всеобщее внимание.
Ни разу ни одни войска
Ещё не шли по этим тропам,
На них взирает вся Европа.
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут.
Пусть гадают!
Солдаты знали, без гаданий,
Что русские – всегда пройдут!
В результате альпийского перехода, по словам А.В. Суворова «русский штык прорвался через Альпы».
Подведение итогов внеклассного мероприятия.