Актуальность.
Изменение политики государства в отношении семьи и семейного воспитания, а так же перемены, происходящие в области образования, а именно введение новых стандартов, ставят перед школой решение новых задач. Они связанны с воспитанием детей в единстве и гармонии с окружающим миром, с формированием коммуникативной компетентности учащихся, через укрепление семейных отношений и повышения престижа и роли семьи в обучении и воспитании детей.
Одним из способов привлечения семьи к проблеме образования и воспитания детей является семейное проектирование, основой которого является технология сотрудничества, которая учит совместной деятельности детей, родителей. Проектно-исследовательская деятельность является в настоящее время наиболее продвинутой формой креативного труда для приобретения опыта «самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Ведь именно на повышение качества образования должны быть направлены все усилия педагогов, так как это является приоритетным направлением в национальном проекте по модернизации школ.
Наш лицей уже несколько лет ведет экспериментальную работу по включению новых педагогических технологий в образовательный процесс. Лицей является экспериментальной площадкой федерального уровня, и поэтому неслучайно возникла идея изучения и внедрения семейного проектирования, что позволяет более успешно наладить контакт между учителями, родителями и детьми, а так же развивает творческий потенциал каждого ребенка.
В психологии семейного воспитания выделяют 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. И, на мой взгляд, только сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает формирование межличностных отношений, основанных на нравственных ценностях общества. Именно в этой семье возможно воспитание ребенка в единстве и гармонии с окружающими, что является прочной основой для успешной адаптации ребенка в современном обществе. И чтобы сформировать такой тип отношений, необходимо вовлечь каждую семью в семейное проектирование, что даст возможность установления хорошего взаимопонимания и эмоциональных контактов между детьми и родителями. Совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направление действий (все это составляющие проектной методики) позволят установить более тесный диалог между ребенком и родителем, и даст возможность родителям более полноценно участвовать в обучении и воспитании своего ребенка.
Для решения данной проблемы мною был создан учительский проект
« Семейное проектирование как одно из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности учащихся». Данный проект включает в себя ряд семейных проектов, направленных на формирование коммуникативной компетентности учащихся, на всестороннее развитие личности, осознание ребенком своей значимости в этом обществе, а так же раскрытие потенциала каждого родителя и использование их опыта, творческих способностей, профессиональных навыков для участия в образовательном и воспитательном процессе.
Но прежде чем внедрять семейное проектирование, мной был проведен мониторинг по определению уровня взаимодействия детей и родителей. Результаты диагностик можно увидеть в данной диаграмме. В классе обучается 22 ученика, проанализировав участие родителей в жизни класса с точки зрения посещение родительских собраний, участие в классных мероприятиях (праздниках) показало, что из 100% родителей родительские собрания посещают 91%, на классных мероприятиях присутствует 76%, а вот о жизни и участии каждого ребенка во внеклассных мероприятиях ( классные часы, часы общения, беседы, коллективно-творческие дела..) и тем более оказание помощи при подготовки данных мероприятий могут похвалиться лишь 27,2% родителей, что свидетельствует о том, что родители «случайные гости» в школьной жизни своего ребенка. А ведь именно они составляют первую общественную среду ребенка. Ведь каждодневная родительская забота, участие, любовь—источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и духовного здоровья.
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опросив детей, и проанализирован непосредственное участие родителей в их внеклассной жизни, мною было сделан вывод, что родители участвуют в жизни ребёнка от случая к случаю.
Поэтому практическая значимость данного проекта состоит в том, чтобы сделать родителей социальными партёрами школы и направить весь их потенциал на обучение и воспитание подрастающего поколения, через совместную деятельность детей, родителей и учителей.
Проект « Семейное проектирование как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности».
Цель: создать условия для плодотворного взаимодействия детей, родителей, учителей, а так же активное участие родителей в обучении и воспитании ребенка, через внедрение в практику школы семейного проектирования.
Задачи:
- привлечь родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
- научить плодотворному взаимодействию (родители, школа, ученик);
- показать детям творческий потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки родителей через участие в совместной деятельности, применяя деятельностный подход
- добиться максимальной самостоятельности творческого мышления и проявления творческих способностей каждого ученика
Основные концептуальные положения проекта.
Исходными в теоретическом обосновании моего проекта по внедрению семейного проектирования в воспитательный и образовательный процесс школы стали педагогические идеи, высказывания в работах Л. И. Кулик, Н. И. Берестова, а так же исследования психологов А.А. Бодалева и А.И. Захарова. Особый интерес привлекли публикации статей Е.Зачесовой, методиста кафедры открытых технологий Московского института открытого образования по теме «Семья и проектно-исследовательская деятельность
В условиях проходящих в стране реформы образования повышается роль семьи в обучении и воспитании своих детей, нельзя не согласиться, что этому направлению в школе в ближайшее время предстоит уделить пристальное внимание, потому что, учитывая весь накопленный опыт педагогики, именно школа станет связующим звеном между ребенком и родителем.
Одним из способов привлечения семьи к проблемам образования детей является семейное проектирование, которое рассматривается в настоящее время как всесторонняя помощь семьи в выполнении школой заказа общества, а именно формирование всестороннеразвитой и успешно адаптированной в обществе личности.
В области семейного проектирования можно выделить два вида проектов. Первый вид включает в себя совместную работу учителя, детей и родителей нескольких семей.
Они коллективно определяют тематику проекта, цели и пути достижения этой цели. Проект будет более удачным, если в основу положена проблема и решение данной проблемы через проектную деятельность, позволяет почувствовать себя и детям, и родителям, и учителю одной командой, так как в ходе решения данной проблемы объединяются знания, опыт, творческие способности и мышление всей команды. Все участники проекта учатся взаимодействовать, находить выход из проблемных ситуаций, учатся слушать, слышать и понимать, учатся видеть и ценить профессиональные умения и навыки своих родителей, при этом приобретая бесценный жизненный опыт. Примером таких семейных проектов могут стать проекты «Школьный двор», «Проект реконструкции школы», которые направлены на решение жизненно-важных проблем, связанных с повседневной жизнью.
В свою очередь второй вид проектов немение перспективен, как и первый. В них сама семья определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки. Такую деятельность можно назвать домашним обучением через семейное проектирование. Это новый канал дополнительного образования школьника, который позволяет привлечь педагогический, знаниевый и компетентностный потенциал родителей к обучению и воспитанию своих детей.
Вместе с индивидуализацией учебного плана школьника, успешно работающего над серьезным проектом, этот вид семейного проектирования приближается к модели профильного и предпрофильного обучения для старшеклассников и является весьма актуальным в свете стоящих перед школой задач.
Изучив данные работы, я считаю деятельность по этому направлению перспективной и нужной, так как родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта-искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка и совместная деятельность дает реальную возможность поучаствовать в этой жизни.
Когда говорится о взаимодействии, о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога-это совместное устремление к общим целям, совместное видение проблем и ситуации, общность в направлении действий, все то, что является составляющим метода семейного проектирования. Ребенок становится не объектом воспитательных воздействий, а союзником в совместной деятельности по разрешению той или иной проблемы. Когда ребенок участвует в совместной деятельности с родителями, разделяя ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Очень важно соблюсти равенство позиций-то есть признание активной роли ребенка в той или иной деятельности, а родитель выступает в роли помощника, консультанта.
Анализ литературных источников по проблеме изучения и внедрения семейного проектирования позволил сделать следующие теоретические выводы:
- Ключевой фигурой в семейном проектирование является ребенок. Проект объединяет все три звена, участвующих в воспитании: родителей, школу, ученика. Но на верху пирамиды находится ребёнок.
- Семейный проект-очень хороший способ вовлечь детей и родителей в совместную деятельность.
- Получается, что увеличивается период «акклиматизации» ребенка в трудной жизни. Проектная деятельность позволяет ему адекватно включиться в трудовую деятельность.
- Этот способ очень важен для укрепления связи поколений, передача опыта, основ профессии родителей, воспитывает уважение к ним, является почвой для самовоспитания. Самое важное, что всё происходит естественным образом.
- Семейный проект может дать толчок к выбору профессии, появится потомственная специальность.
- Подростки, выполняя проект, умнеют и взрослеют прямо на глазах. Это чем-то напоминает обряд инициации, который у многих народов знаменует переход от детства к взрослой жизни.
- Семейный проект помогает выявлять и реализовывать скрытые способности детей.
- Это колоссальный опыт и колоссальный заряд.
Основываясь на теоретических положениях, я попыталась внедрить в свою практику классного руководителя семейное проектирование. Обсудив с родителями и детьми тематику семейных проектов, прописав все цели и задачи, мы решили разработать следующие проекты:
«Автопортрет класса»; «Герб моей семьи»; «Оригами в моей семье»; «Чтение без границ»; «Родословная моей семьи»; «Запуск воздушного змея». |
«Мой дом-моя крепость» «Вернуть нельзя, забыть невозможно» (история семьи в фотографиях). «Новогодний турнир» « Школьный двор». |
Над проектами работали сообща. Подготовительная работа велась дома в каждой семье, а затем в классе дети, родители и я решали, как оформить проект и как его презентовать. Формы презентации были различные. Проекты были оформлены в виде коллажа, новогодней открытки (оригами), стенгазеты, рисунков и аппликаций (семейные гербы), подарки маме (оригами), поздравительной открытки к 8 марта (оригами),мультимедийные презентации, а презентация семейного проекта «Чтение без границ» представляла собой публичные выступления детей и родителей по нравственным проблемам, которые были затронуты в произведении Ю. Яковлева «Мальчик с коньками». В проекте «Мой дом-моя крепость» дети рассказывали об истории своего дома, делали технические паспорта, учились заполнять документы на оформление дома.
Данный проект реализуется по нескольким этапам.
1этап-подготовительный;
2этап-поисковый;
3этап-поисково-внедренческий;
4этап-итогово-обобщающий.
Предполагаемый результат.
- Создание благоприятных условий для внедрения проекта « Семейное проектирование как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности».
- Достаточный уровень самостоятельности и творческой активности детей и родителей.
- Знакомство детей с профессиональными умениями и навыками родителей, а так же приобретение опыта через совместную деятельность, как один из этапов предпрофильной подготовки.
- Повышение уровня социо-культурной компетентности ребёнка через взаимодействия с родителями при выполнении семейных проектов.
- Повышение уровня активности родителей в жизни класса и школы.