Элективный курс «Программируем на Pascal» является предметом по выбору для учащихся 9 класса школы. Курс рассчитан на 17 часов, которые проводятся в течение 1 полугодия 1 час в неделю.
В основу положен курс программирования на Turbo Pascal, начиная с работы с простыми типами данных и закачивая структурированным типом данных. Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания при сдачи ЕГЭ , а также в объектно-ориентированном программировании.
Можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
- Формирование алгоритмической культуры.
- Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
- Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
- Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
- Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- Развитие алгоритмического мышления учащихся.
- Формирование навыков грамотной разработки программ.
- Подготовка к сдаче ЕГЭ.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому блоку курса. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После прохождения курса
Блок I.
Тема: «Целые и вещественные числа. Программы с использованием целых и вещественных чисел. Ввод и вывод данных. Константы в программе. Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции.»
Учащиеся должны знать:
- Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня.
- Структуру программы на языке Паскаль.
- Представление алгоритма в виде блок-схемы.
- Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов.
- Пользоваться стандартным модулем Crt.
- Что такое величина и чем она характеризуется.
- Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись.
- Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль.
- О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях.
- Перечень основных операторов языка Паскаль.
- Синтаксис этих операторов.
- Детали процесса исполнения каждого из операторов.
Учащиеся должны уметь:
- Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.
- Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.
- Составлять блок-схемы.
Блок II
Тема «Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма оператора IF. Оформление программ. Блоки операторов. Ветвление по ряду условий. Оператор Case.»
Учащиеся должны знать:
- Назначение оператора ветвления,
- В каких случаях используется полная, а в каких неполная форма оператора ветвления.
- Ветвления по ряду условий оператор CASE.
Учащиеся должны уметь:
- Записывать оператор ветвления в полной и неполной форме.
- Составлять программы с использованием оператора ветвления.
- Составлять блок-схемы.
- Составлять программы с использованием оператора CASE.
Блок III
Тема « Оператор цикла FOR. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.»
Учащиеся должны знать:
- Назначение оператора цикла.
- Использование циклов с различным условием.
Учащиеся должны уметь:
- Составлять программы с использованием циклов.
- Составлять блок-схемы
Блок IV
Тема «Структурированные типы данных»
Учащиеся должны знать:
- Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль.
- Как формально определять в программе тип «массив».
- Какими свойствами обладают данные указанного типа.
- Какие операции возможны над величинами массива.
Учащиеся должны уметь:
- Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве.
Примерные вопросы к зачету элективного курса «Программируем на Pascal».
- Целые и вещественные числа.
- Константы.
- Тип Char.
- Оператор ветвления.
- Ветвление по ряду условий.
- Блок-схема программы с использованием оператора ветвления.
- Цикл с условием.
- Цикл с предусловием.
- Цикл с постусловием.
- Блок-схема программы с использованием оператора цикла.
- Массивы
Билет №1
- Структурированные типы данных. Массивы.
- Объявите данные необходимые для решения следующей задачи: «Написать программу для нахождения суммы элементов массива состоящего из 20 целых чисел введенных с клавиатуры».
Билет №2
- Цикл с постусловием.
- Задача на одномерные массивы: в одномерном массиве найти количество положительных, отрицательных и нулевых элементов, имеющих номера позиций кратные трем.
Билет №3
- Типы данных языка Паскаль. Структура программы (рассказать на своем примере).
- Составить программу для решения квадратного уравнения.
Билет №4
- Цикл с условием.
- Задача на циклы. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 1. 3, 5, 7, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время выполнения программы.
Билет №5
- Цикл с предусловием.
- Найти значение функции:
Билет №6
- Ветвление по ряду условий.
- Задача на файлы. Создать текстовый файл и записать в него пять одинаковых фраз.
Билет №7
- Целые и вещественные числа.
- Решение задачи с использованием оператора ветвления.
Билет №8
- Константы. Применение.
- Задача на циклы. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 50.
Билет №9
- Структурированные типы данных. Задача на условный оператор. Точки на плоскости заданы своими координатами. Определить какая из них находится ближе к началу координат.
- Составить программу на нахождение max элемента из 10 элементов массива.
ПРОГРАММА КУРСА «Программируем на Pascal»
№ |
Тема |
Всего |
Включение в программу Pascal числовых данных. |
2 |
|
Работа с символами в программе Pascal. |
1 |
|
Анализ ситуации и последовательность выполнения команд в программе Pascal. |
3 |
|
Многократно повторяющиеся действия в программе Pascal. |
3 |
|
Массивы- структурированный тип данных в программе Pascal. |
4 |
|
Процедуры и функции в программе Pascal. |
4 |
|
Общее количество часов |
17 |
Планирование учебного материала
элективного курса для 9 класса
«Программируем на Pascal»
№ |
Номер урока |
Тематика занятий |
Компьютерный |
I |
Целые и вещественные числа. Программы с использованием целых и вещественных чисел. |
Работа в Pascal. |
|
Ввод и вывод данных. Константы в программе. |
Работа в Pascal. |
||
Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции. |
Работа в Pascal. |
||
II |
Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма оператора IF. Оформление программ. |
Работа в Pascal. |
|
Блоки операторов. |
Работа в Pascal. |
||
Ветвление по ряду условий. Оператор Case. |
Работа в Pascal. |
||
III |
Оператор цикла FOR. |
Работа в Pascal. |
|
Цикл с предусловием. |
Работа в Pascal. |
||
Цикл с постусловием. |
Работа в Pascal. |
||
IV |
Массивы. Хранение однотипных данных в виде таблицы. Описание массива. |
Работа в Pascal. |
|
Заполнение массива случайными числами. |
Работа в Pascal. |
||
Поиск в массиве. |
Работа в Pascal. |
||
Вычисления в массиве. |
Работа в Pascal. |
||
Конструирование алгоритма сверху вниз. |
Работа в Pascal. |
||
Практические задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. |
Работа в Pascal. |
||
Практические задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. |
Работа в Pascal. |
||
Практические задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. Зачет. |
Работа в Pascal. |
Состав учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Pascal» включает учебные пособия и практикум:
- Семакин И.Г. Информатика и информационно- коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2005.-371 с.:ил.
- Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова ПАСКАЛЬ для школьников.-СПБ.:Питер,2006.-256 с.:ил
- С.И.Молчанова Основы программирования. Турбо-Паскаль для школьников и абитуриентов.-М.: «аквариум»; «Издательство АСТ», 1999.-224с.:ил.
- Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.