Цели:
- Ввести понятие взаимно обратных чисел;
- Повторить правило умножения дробей, сокращения дробей;
- Развивать логическое мышление учащихся.
Оборудование: мультимедиа, ПК
Программное оснащение: Microsoft Office PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы вспомним правила с которыми знакомились на предыдущих уроках и познакомимся с новыми понятиями.
II. Графический диктант (слайд №1 см. Приложение) (смена эффектов по щелчку)
Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» соответствует ^.
Задание:
Верно ли утверждение:
Учащиеся, в парах, обмениваются выполненными работами и выполняют взаимопроверку, используя ключ, при этом выполняется оценивание работы товарища в паре.
Ключ:
Запись на доске: Оценивание работы по схеме: «5» - нет ошибок; «4» - 1 или 2 ошибки; «3» - 3 или 4 ошибки; «2» - более 4 ошибок.
Работы сдаются учителю.
III. Сообщение темы урока (слайд №2 см. Приложение) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием - взаимно обратные числа.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовительная работа
- (слайд №3 см. Приложение) Догадайтесь, какое число (слово) нужно записать вместо вопросительного знака?
- (слайд №4 см. Приложение) Найдите произведение дробей.
2. Работа над новой темой
- Посмотрите внимательно на данные выражения. Можете ли вы сами выявить закономерность в этих выражениях?
- Произведение двух данных чисел равно 1.
- (слайд №5 см. Приложение) Как же мы можем назвать эти числа?
- Какие числа мы можем назвать взаимно обратными? (Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными).
- Какие условия должны соблюдаться для чисел а и в?
Числа а и в не должны быть равны 0.
3. Закрепление изученного материала
3.1.Выполните задание с подробным комментированием у доски:
- (слайды 6-9 см. Приложение>) Определите, будут ли взаимно обратными числа?
- (слайды 10-11 см. Приложение) Назовите число обратное данному.
3.2.Выполните задание:
- (слайд 12 см. Приложение) Найдите значение выражения с подробным комментированием у доски.
Проверка выполнения с комментированием учащихся.
3.3.Выполните действия (слайд №13 см. Приложение) самостоятельно. По окончании – проверка с объяснением.
3.4.Решите уравнения (слайд №14 см. Приложение). У доски трое учащихся выполняют действия с комментированием (проверка решения на слайде по щелчку).
3.5. (слайд № 15 см. Приложение) А теперь познакомимся с свойством взаимно обратного числа: Если число х сначала умножить на некоторое число а, а потом умножить на число обратное а, то в результате получим опять число х. Пример:
3.6(слайд № 16 см. Приложение) А теперь подумайте, как решить уравнение, используя взаимно обратное число? (Учитель объясняет уч-ся правила выполнения данного задания).
3.7. (слайд №17 см. Приложение) Решите уравнения, используя взаимно обратные числа (проверка решения на слайде по щелчку).
V. Итог урока.
1. Ответить на вопросы:
а) Какие числа называют взаимно обратными?
б) Как записать число, обратное дроби
в) Как записать число, обратное натуральному числу?
г) Как записать число, обратное смешанному числу?
2. Привести свои примеры.
VI. (слайд № 18 см. Приложение)
Домашнее задание
п. 16 (выучить правила)
в рабочей тетради выполнить:
№ 591 (а);
№ 592 (а; в),
№ 595 (а)