Цели:
- Ввести понятие взаимно обратных чисел;
- Повторить правило умножения дробей, сокращения дробей;
- Развивать логическое мышление учащихся.
Оборудование: мультимедиа, ПК
Программное оснащение: Microsoft Office PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы вспомним правила с которыми знакомились на предыдущих уроках и познакомимся с новыми понятиями.
II. Графический диктант (слайд №1 см. Приложение) (смена эффектов по щелчку)
Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» соответствует ^.
Задание:
Верно ли утверждение:

Учащиеся, в парах, обмениваются выполненными работами и выполняют взаимопроверку, используя ключ, при этом выполняется оценивание работы товарища в паре.
Ключ:

Запись на доске: Оценивание работы по схеме: «5» - нет ошибок; «4» - 1 или 2 ошибки; «3» - 3 или 4 ошибки; «2» - более 4 ошибок.
Работы сдаются учителю.
III. Сообщение темы урока (слайд №2 см. Приложение) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием - взаимно обратные числа.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовительная работа
- (слайд №3 см. Приложение) Догадайтесь, какое число (слово) нужно записать вместо вопросительного знака?

- (слайд №4 см. Приложение) Найдите произведение дробей.
![]()
2. Работа над новой темой
- Посмотрите внимательно на данные выражения. Можете ли вы сами выявить закономерность в этих выражениях?
- Произведение двух данных чисел равно 1.
- (слайд №5 см. Приложение) Как же мы можем назвать эти числа?
- Какие числа мы можем назвать взаимно обратными? (Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными).
- Какие условия должны соблюдаться для чисел а и в?
Числа а и в не должны быть равны 0.
3. Закрепление изученного материала
3.1.Выполните задание с подробным комментированием у доски:
- (слайды 6-9 см. Приложение>) Определите, будут ли взаимно обратными числа?
![]()
- (слайды 10-11 см. Приложение) Назовите число обратное данному.
![]()
3.2.Выполните задание:
- (слайд 12 см. Приложение) Найдите значение выражения с подробным комментированием у доски.

Проверка выполнения с комментированием учащихся.
3.3.Выполните действия (слайд №13 см. Приложение) самостоятельно. По окончании – проверка с объяснением.

3.4.Решите уравнения (слайд №14 см. Приложение). У доски трое учащихся выполняют действия с комментированием (проверка решения на слайде по щелчку).

3.5. (слайд № 15 см. Приложение) А теперь познакомимся с свойством взаимно обратного числа: Если число х сначала умножить на некоторое число а, а потом умножить на число обратное а, то в результате получим опять число х. Пример:

3.6(слайд № 16 см. Приложение) А теперь подумайте, как решить уравнение, используя взаимно обратное число? (Учитель объясняет уч-ся правила выполнения данного задания).
3.7. (слайд №17 см. Приложение) Решите уравнения, используя взаимно обратные числа (проверка решения на слайде по щелчку).

V. Итог урока.
1. Ответить на вопросы:
а) Какие числа называют взаимно обратными?
б) Как записать число, обратное дроби ![]()
в) Как записать число, обратное натуральному числу?
г) Как записать число, обратное смешанному числу?
2. Привести свои примеры.
VI. (слайд № 18 см. Приложение)
Домашнее задание
п. 16 (выучить правила)
в рабочей тетради выполнить:
№ 591 (а);
№ 592 (а; в),
№ 595 (а)