Урок развития речи учащихся с использованием информационно-коммуникативной технологии

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать умение точно употреблять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых окончаний и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, монологическую речь учащихся; совершенствовать навыки работы с Толковым словарем, каллиграфически грамотного письма, обогатить словарный запас, учащихся за счет подбора синонимов; способствовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: картины с изображением осени, таблица с маршрутом, компьютер, проекционный экран; Толковый словарь С.И. Ожегова, учебник русского языка для 4 класса.

Ход урока

Здравствуйте! Начинаем урок русского языка.

I. Сообщение темы и цели урока
Наш сегодняшний урок необычный. Мы отправимся в путешествие. Но куда? Сейчас вы об этом узнаете. Обратите внимание на этот эпиграф:

По лесам гуляет осень
Краше этой нет поры
А. Балонский.

Значит, поедем в лес. А поедем на чем? (На проекционном экране отображается автобус). Но для этого нужно приобрести билеты. А билеты продаются так: каждый одним словом должен охарактеризовать осень (золотая, пасмурная, дождливая, серая, с заморозками, разноцветная, туманная). Назвавшим это слово продается билет.

II. Составление устного рассказа.
А теперь все садитесь в автобус и мы отправимся в лес. Вот мы и приехали. Первая остановка называется «Лесная». Все посмотрите в окно и наблюдайте за погодой, за живой и неживой природой. Вспомните, мы в сентябре побывали в осеннем лесу. Внимательно посмотрите на эти картины и расскажите об этом времени года:
1. Неживая природа.
2. Птицы осенью.
3. Животные осенью.
4. Труд людей осенью.

Молодцы! Теперь мы знаем и о погоде, деревьях, о лесных зверях и смело можем отправиться дальше.

 III. Чистописание.
Следующая остановка называется «Пиши красиво и грамотно». Сейчас проведем минуту красивого и грамотного письма. Сегодня будем писать букву Оо и еше перепишем эпиграф урока. Но сначала давайте вспомним правила написания этих букв. (Материал для чистописания отображается на проекционном экране).

IV. Работа со словарными словами.
Следующая наша остановка “Запомни меня”
1. Повторение изученных словарных слов. Вставьте пропущенные буквы в данных словах: х.р.шо, р.бина, ж.лтый, кл.н, лист.я. Запишите в тетрадь.
2. Знакомство с новыми словарными словами: ясень, малиновые, пурпурные, закат

Что означают эти слова? Обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова. (Учащиеся работают со словарем).
Ясень – дерево семейства маслиновых с перистыми листьями и тяжелой упругой древесиной.
Малиновый – густо – красный с фиолетовым оттенком.
Пурпурный – ярко – красный.
Закат – заход солнца за линию горизонта.
Запишите эти слова в тетрадь, запомните их.
Придумайте предложения с этими словами . Запишите в тетрадь.

3. Давайте, вспомним. Ещё какие цвета осени мы знаем?
(Знакомство с дополнительными цветами)
1)Жёлтый, золотой (цвет лимона и банана)
2)Оранжевый (цвет апельсина)
3)Алый (цвет помидора)
4)Лиловый (цвет сирени и фиалки)
5)Бежевый, светло-коричневый (цвет репы)
6)Золотисто-жёлтый (цвет моркови)
7)Пурпурный (цвет вишни)

V. Работа с текстом.

  • Следующая остановка «Угадай – ка!». Здесь мы познакомимся с деревьями осенью. Прочитайте текст про себя. В тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст, подбирая подходящие по смыслу прилагательные. . (Ученики читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных).

(Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображен на проекционном экране).

Свет осени.
Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в ....... бусах. У листьев ясеня спокойный ......... цвет. Королевой ............ леса становится осина. Летом на ее ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья осины, .........., малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на ......... деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.
(По Н. Надеждиной)
Прочитайте текст с вставленными прилагательными, объясните падежные окончания.
Что необычного увидел автор в лесу?
А вы наблюдали что – нибудь подобное?
(Ответы учащихся).

VI. Физминутка.
Вот мы доехали до речки. Давайте тут остановимся и немного отдохнем.

Физкультминутка “Прогулка”.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
(Бег на месте)
До лужайки добежим.
(Бег продолжается.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки,
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели).
Немного отдохнем.
А потом, по тропиночке пойдем.
(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).
VII. Определение рода имен прилагательных.
 Мы можем продолжить путь. Впереди видна поляна. (Учитель показывает на экране фотографии растения и животных.)
А в поляне растут красивые цветы, гуляют лесные звери и поют птицы. Внимательно посмотрите на эти картинки и послушайте задание:
- Составьте словосочетания существительное + прилагательное. (Учащиеся составляют различные варианты словосочетаний. Например: алая рябина, красная рябина, огненная рябина и т.д.).
1 – й ряд – запишите словосочетания с прилагательными мужского рода.
2 – й ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода.
3 – й ряд – запишите словосочетания с прилагательными среднего рода.

VIII. Игра «Кто больше ответит на вопросы?»

1)Время года, следующее за осенью. (Зима.)
2)Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, осенью-холодным, моросящим. (Дождь)
3)Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
4)Если ночь холоднее, чем днём, на траве образуются капельки воды. Что это? (Роса.)
5)Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)
6)Осенью, когда чаще становятся холодными дни, вдоль берегов рек на мелких местах появляется ледок. О начале какого периода в жизни рек говорит это явление? (Ледостав).
7)Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (Стая).

X. Итог урока. Оценки.
XI. Домашнее задание.
 Составить рассказ - описание какого - нибудь лесного зверя или осеннего дерева.