Урок чтения. "А.П. Чехов. "Степь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формирование навыков поискового чтения, обучение словесному анализу, расширение лексического опыта.
  • Развитие смысловой догадки, памяти, мышления.
  • Воспитание любви к природе, к родному краю.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию.

Сегодня мы продолжим знакомство с описанием природы. И познакомимся с отрывком из повести Антона Павловича Чехова. Как называется эта повесть, вы узнаете, отгадав загадку.

Какая ширь здесь и приволье
Куда ни глянь - полей раздолье
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов
Здесь простор ветрам и птицам
Грызунам, волкам, синицам
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это :
(Степь)

Правильно. Степь.

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г в г.Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. (Фото 1)В этом году знаменательная дата, исполняется 150 лет со дня рождения писателя. В домике было 3 комнаты и кухня. Первая комната - гостиная. (Фото 2) В гостиной проходил почти весь день семьи: здесь Чеховы собирались за столом, принимали гостей. Здесь же, начинающий купец Павел Егорович Чехов производил свои торговые подсчёты, стоя за столом - конторкой. (Фото 3) С гостиной соседствовала родительская спальня. (Фото 4) В спальне стояла кровать и сундук, где раньше хранили одежду. Следом шла комната старших мальчиков, Саши и Коли (фото5) и маленькая, уютная кухня.(фото 6) С наступлением сумерек в доме зажигали свечи, а в "святых углах" перед иконами круглые сутки горели лампады. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Всё в доме было проникнуто особым чувством тепла и доброты матери писателя, Евгении Яковлевны. Немного разбогатев, семья переезжает в большой двухэтажный дом. Внизу помещался магазин (лавка) (фото7), а наверху были жилые комнаты. В доме с вывеской "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары" проходили детские и отроческие годы А.П.Чехова. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Семья Чеховых была талантливой русской семьей. Отец, Павел Егорович играл на скрипке, пел, рисовал. Братья Александр и Михаил стали писателями. Брат Иван педагогом, сестра Мария - художницей. Большое влияние на Антона оказала его мать простая русская женщина. Он говорил, что талант у него, братьев и сестры - со стороны отца, а душа, характер - со стороны матери. А.П.Чехов любил природу, море, окружавшее город Таганрог. "Вчера ездил глядеть море. Хорошо!" - писал он. Вокруг города Таганрога простиралась необъятная степь. "Степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней как дома" - говорил А.П.Чехов. Особенно красива степь весной, когда зацветают цветы и травы.

О степи мы узнаем много на уроке природоведения. Сегодня же, читая отрывок из произведения Чехова "Степь", я хотела бы проверить, кто из вас настоящий читатель. Ведь настоящий читатель не только следит за сюжетом произведения, но и старается увидеть картину, которую писатель нарисовал словами, почувствовать ее настроение. Вот и вы должны представить себе эти картины. Первая группа учащихся подумает, как можно озаглавить этот отрывок, вторая группа - попытается представить себе те настроения, которые охватывают людей, оказавшихся в степи. (Чтение отрывка учителем)

Первичное чтение и проверка восприятия.

Как бы вы озаглавили этот отрывок? ("Гроза в степи").

Чьими глазами мы видим приближение грозы? ("Глазами Егорушки").

Какое же чувство охватывает Егорушку во время грозы? ("Было страшно, неуютно"). При чтении текста нам встретятся незнакомые и трудные слова, поработаем над ними.

Словарная работа.

(Слова написаны на доске, например: рогожка, тюк и др.)

Как вы понимаете смысл слова явственно? (явно, очевидно).

Что такое перекати - поле? (Это растение, растущее в степи.)

Сейчас мы будем читать отрывок вместе. При чтении попробуем разделить его на части. Найдем, как автор описывает приближение грозы.

Повторное чтение с углубленным анализом. (1-я часть, читают два ученика)

Найдите в тексте слова, которые помогают нам ярче почувствовать приближение грозы? (Это глаголы: сверкнула, почернела, мигала, чиркнула, мелькнула, потухла, поворчала, осветила, надвигалась, громоздилась).

Какие сравнения применяет автор для описания грозы? (Сверкнула молния, точно отразившись в зеркале. Даль мигала бледным светом, как свечами. Как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула фосфорическая полоска)

Как же чувствует себя Егорушка в этот момент? (Егорушка насторожен, ему неуютно в этой степи.)

Какими словами можно озаглавить этот отрывок? (Приближение грозы)

А теперь начнем читать со слов: "Вдруг рванул ветер:"- и проследим, как усиливается дыхание грозы? (Читает ученик) - Что помогает нам почувствовать силу грозы? (Ветер, который, нарастая, превращается в вихрь.)

Найдите глаголы, которые помогают оценить силу ветра? (Ветер рванул, понесся, закружился, поднялся, дул.)

Что нес с собой ветер?

На доске расположены карточки со словами, передающими состояние природы. Расположите их в порядке нарастания непогоды.

  • ветерок
  • ветер
  • вихрь
  • буря
  • ураган

Произнесите эти слова медленно и протяжно. Что вы чувствуете в звучании этих слов?

(Ветерок - теплоту, он ласковый, прохладный. Ветер - это сила. Вихрь, буря, ураган - мощь, страх, ужас.)

Какие звуки в этих словах передают неистовство, ярость природы? (Гласный звук [у]- гул, согласный [р]-рев)

Какое чувство охватывает Егорушку, когда ветер перерастает в вихрь? (Чувство страха, он боится.)

Как можно озаглавить этот отрывок?

Что делает Егорушка в такой момент? (Шепчет молитву, закрыл глаза.)

От чего глазам было больно?

Когда пошел дождь? (Дождь начинается после того, как ветер убежал куда-то. Чехов одушевляет ветер)

Давайте проследим, как начинается дождь. (Одна капля -> другая поползла -> что-то посыпалось и застучало.)

С чем автор сравнивает дождь?

Этот прием сравнения помогает по особому увидеть это явление.

Итак, мы видим, природа сильна, особенно разгневанная. Но всегда ли она бывает таковой?

Представьте себе, что дождь закончился, выглянуло солнце. Какой вы увидите степь? (Цветущей, спокойной.)

Какое может быть состояние у человека, находящегося в это время в степи? (Спокойное, счастливое.)

Можно еще раз вспомнить слова А.П.Чехова: "Степь я люблю и чувствую себя в ней как дома".

Давайте послушаем музыкальную композицию "Звуки степи".

Какие звуки вы услышали?

Зарисовка. Создание композиции "Цветы в степи".

Итог урока.

Что же дарит человеку родная природа? (Радость, счастье. Иногда страх, беспокойство)

Родная природа вызывает чувство любви к Родине, к родному краю. А.П.Чехов любуется ею, ее звуками, ее раздольем, ее красотою.

Использованная литература:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева "В одном счастливом детстве", Москва, Балас 2008г.
  2. З.Ф.Высоцкая, И.В.Малых "Чеховские места" г. Таганрог, "Лукоморье 2004г."