После изучения данной темы:
учащиеся должны знать:
- механизм установления взаимосвязи между различными рынками.
учащиеся должны уметь:
- строить цепочки возможных связей рынков;
- определять из условия задания, какой фактор является первопричиной изменений на данном рынке;
- определять, влияет ли выявленный фактор на спрос или на предложение;
- определять, как при этом изменяется рыночная цена и равновесное количество на данном рынке;
- определять, как изменение равновесной цены или равновесного количества отразится на связанном рынке товара - заменителя или дополняющего товара.
На предыдущих уроках учащиеся научились понимать и объяснять причины изменения рыночного равновесия, на этом уроке они должны понять взаимосвязь рынков и механизм установления этой взаимосвязи. Лучше всего это можно отследить на конкретных примерах, как изменения на рынках одних товаров воздействуют на состояние рынков дополняющих товаров или товаров - заменителей.
Я предлагаю учащимся рассмотреть пример, данный в пособии для учителя под редакцией профессора С.И. Иванова или любой другой пример из жизни. Чтобы отследить какие изменения происходят на других рынках в результате изменения спроса или предложения на первоначальном, мне необходимо графически показать изменения кривых спроса и предложения на нескольких рынках. Например, в результате подорожания кормов для коров на рынке говядины уменьшается её предложение и происходит рост равновесной цены (происходит сдвиг кривой предложения влево - вверх), что в свою очередь ведет к увеличению спроса на заменяющий говядину продукт - мясо птицы. Кривая спроса на мясо птицы сдвигается вправо вверх, что приводит к росту равновесного количества и, значит, к увеличению предложения пуха, дополняющего мясо птицы товара, что в свою очередь вносит изменения на рынке пуховых одеял и атласных тканей, необходимых для изготовления пуховых одеял.
Рынок кормов Рынок говядины
Рисунок 2
Рынок пуховых одеял Рынок атласных тканей
Когда я работала на обычной меловой доске, у меня возникали следующие трудности:
- сложно в короткое время нарисовать 5 - 6 систем координат точно и красиво;
- изобразить кривые спроса и предложения на каждом рынке;
- изобразить кривые спроса и предложения на каждом рынке после произошедших изменений;
- детям сложно уследить на графиках за изменениями, даже, если делать эти изменения цветными мелками и т.д.
Работая с интерактивной доской, можно сделать урок намного интереснее и наглядней. Возможности интерактивной доски позволяют:
- каждый рынок изобразить на отдельной странице;
- системы координат заготовить заранее;
- каждое изменение делать разным цветом;
- сдвиг кривой спроса или предложения показывать в динамике.
Благодаря всем этим преимуществам, урок проходит более интересно и насыщено.