Забота о здоровье - это важнейший труд
воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их
духовная
жизнь, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Нестабильность социально-экономической и политической жизни страны и как следствие стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее, влияют на то, что у значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей. Воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.
В последние годы в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Определенная часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковые группы
Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики. ПАВ - это уже часть молодежной субкультуры, привычный элемент досуга.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся.
Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены заболеваниям, возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней.
Качествами, необходимыми и достаточными для устойчивости перед наркогенным соблазном, может обладать только здоровая во всех смыслах личность. Поэтому одной из главных характеристик профилактической деятельности употребления ПАВ в общеобразовательном учреждении будет являться её направленность на формирование здорового образа жизни.
Первичная профилактика (а именно первичную
профилактику проводят в школах учителя и
специалисты) призывает ребят к пониманию личной
ответственности за свое здоровье и происходящие
в жизни события, поощряет подростков вести
здоровый образ жизни.
Наркомания входит в число очень важных проблем
нашей современности. Основные социальные
причины, влияющие на приобщение подростков к
наркотикам чаще всего следующие:
- одиночество, неустроенность, жизненные проблемы;
- особенности подросткового возраста;
- неблагополучие в семье;
- проблемы в школе;
- доступность наркотиков.
Отклоняющееся от нормы поведение может быть следствием нижеследующих обстоятельств, присутствующих в жизни подростка:
- социальной незрелости личности;
- физиологических особенностей организма;
- стремления испытать новые ощущения;
- любопытства;
- недостаточной способности к прогнозированию последствий своих действий;
- повышенного желания независимости.
Положительными качествами, способствующими подрастающей личности не употреблять ПАВ и быть здоровой, являются: эмоциональная устойчивость; сформированность волевых усилий; нравственная воспитанность; межличностная адаптация; сформированность ценностных ориентации; осознанность мотивационно-потребностной сферы.
Вышеперечисленные показатели, препятствуют влияниям отрицательных факторов среды на личность. Их возможно и необходимо развивать у подрастающей личности, вовлекая ее в разные виды педагогически организованной активности. Основным институтами, создающими условия для такой активности, являются:
- семья,
- система образовательных учреждений,
- система учреждений дополнительного образования.
Цели и задачи программы:
Цель: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к ЗОЖ как к одному из главных достижений успеха.
Задачи:
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ.
- Популяризовать преимущества ЗОЖ, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, стимулировать их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
- Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Создать условия для осознания подростками здоровья как ценности, увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.
- Ориентировать профилактические действия, мобилизирующие усилия школьника, направленные на формирование психологического здоровья как фактора защиты от влияния наркогенной окружающей среды.
- Подготовка педагогов к организации первичной профилактической деятельности.
- Проводить работу с родителями учащихся, направленную на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
- Использовать в профилактической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды города и области.
Формы и методы работы
Цель и задачи программы определили комплекс форм и методов, позволивших определить логику работы и достичь искомых результатов.
- Лекция.
- Беседа.
- Тренинги и упражнения тренингового характера.
- Мозговой штурм.
- Арт-терапия.
- Ролевая игра.
- Рефлексия опыта, полученного на занятиях.
- Составление информационных газет с активами классов.
- Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений.
- Решение ситуационных задач.
- Дискуссии.
- Урок "вопрос - ответ".
- Просмотр художественных и документальных видеофильмов с последующим их обсуждением.
- Круглые столы.
- Театрализованные представления "Суд над наркотиками", "Нет курению" и др.
- Проведение акций, посвященных ЗОЖ, Международным дням борьбы ВИЧ/СПИД, отказа от курения, памяти жертв СПИДа и др.
- Консультации (индивидуальные и групповые).
- Соревнования по различным видам спорта.
- Дни здоровья
- Посещение театров и кинотеатров с просмотром спектаклей и фильмов по теме.
- Демонстрация информационных стендов, плакатов.
- Выставки литературы по теме.
- Диагностико-аналитический блок: анкетирование, тестирование, проведение различных методик, аналитическая деятельность, мониторинги (мониторинг совершенных правонарушений воспитанниками; мониторинг участия воспитанников в системе дополнительного образования, мониторинг заболеваемости воспитанников).
- Групповые занятия (групповые занятия проводятся классными руководителями, психологами и социальными педагогами образовательных учреждений):
- Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
- Групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
- Групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей.
- Групповые занятия с родителями подростков для повышения уровня осведомленности в вопросах воспитания детей и правовых знаний, касающихся их ответственности и прав, предусмотренных законодательством РФ.
Реализация программы
Программа ориентирует профилактические действия, направленные на формирование здоровья школьников.
Профилактическая работа должна осуществляться за счет интеграции усилий педагогической, социально-психологической и досуговой служб школы. Но профилактика будет действующей только в том случае, если подходить к этому с позиции системного подхода.
Исходя из задач, программные направления по реализации профилактической деятельности определились следующие:
- Работа с субъектами педагогического процесса (с родителями, с учителями, с учащимися)
- Взаимодействие с социальными институтами и учреждениями города и области.
Рефлексия работы в данном направлении.
Программа предусматривает деятельность субъектов профилактики в нормативно-правовом, информационно-аналитическом, психолого-педагогическом и организационном направлениях.
Программа состоит из четырех разделов:
Организационно-методические мероприятия.
Работа с субъектами педагогического процесса:
- работа с учащимися;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Взаимодействие с социальными институтами и учреждениями города и области.
Рефлексия работы в данном направлении.
Основные принципы реализации данной программы:
- Возрастная адекватность (предлагаемые формы работы должны носить соответствующий психологическим особенностям детей характер).
- Системность (ранняя профилактика наркотизма является частью общего процесса воспитания учащихся).
- Модульный характер (программа реализуется в рамках направлений деятельности школы).
- Включение в работу по программе взрослых членов семьи учащихся.
- Принцип "запретной информации" (детям не сообщаются сведения, способные побуждать интерес к тем или иным аспектам наркотизма)
Данная программа проста в реализации. Может быть запланирована и осуществлена как в течение одного года, так и в течение нескольких лет.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.
- Овладение детьми и подростками здоровыми жизненными навыками.
- Адекватная самооценка.
- Установление здоровых про-социальных связей (коммуникативные способности).
- Способность решать проблемы.
- Способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение.
- Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств на семью и общество, на физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы индивида.
- Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение.
- У подростков снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
- Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
- Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
- Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
- Будут созданы условия для формирования у подростков антинаркогенной установки.
Участники программы:
- Директор
- Воспитатель
- Учителя-предметники
- Социальный педагог
- Психолог
- Заместитель директора по воспитательной работе
- Заместитель директора по учебно-воспитательному процессу
- Педагог-организатор
- Родители
- Воспитанники
- Врач
- Медсестра
- Работники социальных институтов и учреждений города и области
- Реализация программы по профилактике ПАВ осуществляется с 2007 года.
Результатами такой деятельности является:
- Отсутствие воспитанников школы-интерната №20 в числе совершивших какие-либо правонарушения и задержанных правоохранительными органами;
- Отсутствие учащихся школы-интерната №20 ОАО "РЖД", состоящих на учете в наркодиспансере, на учете ОДН, КДН.
- Снижение количества учеников, состоящих на внутришкольном учете в течение учебного года;
- Отсутствие воспитанников, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.
- 100% занятость воспитанников в системе дополнительного образования.
Литература:
- Тищенко О.И. Программа "Школа-территория здоровья". Журнал "Классный руководитель", №4, 2008
- Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей. Журнал "Воспитание школьников", №9, 2007
- Блажнова О.В. Диагностические технологии в работе социального педагога. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", раздел "Социальная педагогика"
- Макарова Т.В. Программное обеспечение здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Классный руководитель", №5, 2007
- Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Воспитание школьников", №10, 2005
- Программа учебно-оздоровительной деятельности школы-интерната №20 ОАО "РЖД" "Образование и здоровьесберегающие технологии", 2006