Использование информационных технологий на интегрированных уроках эстетического цикла

Разделы: Начальная школа


В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребенка представление о целостной карте мира, где большое значение уделяется развитию чувств и образного мышления. Достаточно давно эту мысль утверждал еще Сухомлинский В.А. Он писал, что именно эмоциональную радость, совместное переживание красоты дает желание пробудить мысль. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” и требованиями современной перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства и трудового обучения в общеобразовательной школе.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества.

С моей точки зрения, в основу такого комплексного образования ложиться идея интеграции. Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы, потому что сама по себе она предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое. Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Различают следующую интеграцию: внутрицикловую (на уроках общеобразовательного либо только на уроках эстетического цикла); межцикловую (на одном уроке интегрируются предметы общеобразовательного и эстетического циклов).

Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции , потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостность.

Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учебе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью,сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Подготовка к такому уроку особая. Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании. Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты. Определить связи между сходными элементами знаний. Откорректировать программы, если это необходимо.

Но цель оправдывает средства. Именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти уроки будят во всех ребятах желание творить. Проводя такие уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных методов, приемов, форм, технологий.

А главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание, которое и есть целостное представление о мире.

Для меня как для преподавателя начальной школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Заслуживает внимания и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают в них интерес, дают большой эмоциональный заряд.

Кроме интегрированных уроков сейчас в нашу жизнь прочно входят информационно-коммуникационные технологии, которые тоже становятся на путь повышения эффективности преподавания. Учащимся свойственно подражание, стремление быть как взрослые. Поэтому применение ИКТ повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются: технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользователя стандартного программного обеспечения;

  • методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
  • технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;
  • на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране показывается не только задание, но и ответ. При подготовке к уроку, учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлен учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбираться соразмерный плотности текста. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников. Применение компьютера на уроках развивает учащегося; повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребенком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с разными источниками информации. Основными целями использования компьютерных технологий на уроках можно выделить:

  • повышение мотивации к учебе,
  • углубление знаний,
  • развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной игре.

Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.

Использование информационных (компьютерных) технологий на интегрированных уроках эстетического цикла позволяет учащимся работать легко и с интересом усваивать обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Опыт организации учебного процесса с активным использованием инновационных технологий в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.

Список литературы:

1. Интегрированный эстетический курс для начальной школы/ ИльенкоЛ.П.— М.: АРКТИ, 2001 2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Начальная школа. - 2008. — №1. - с.31