Ритмика - то есть движение под музыку – одно из самых органичных и любимых занятий детей. Научить ребенка согласовывать свои движения с музыкой, выражать игровой образ, передавать в движениях темп и динамику мелодии – важная задача педагога, особенно в первый год обучения.
Трудно переоценить значение движения в развитии детей. Телесные ощущения для них первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Игра оказывает бесспорное влияние на все аспекты детского развития. Особую роль приобретает игровой компонент, поскольку он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение движением, так как ритм стихотворений помогает сохранить ритмичность движений.
Ритмические музыкальные игры способствуют развитию у детей музыкальности и пластической выразительности, гармонично развивают. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Игра очень важна для нормального развития способностей детей, поскольку она закладывает основы для будущих способностей детей к чтению, письму, счету и творческому мышлению.
Поэтому цикл занятий по ритмики для детей 1 класса построены в игровой форме.
1 занятие «Осень».
Тема: Музыка и время года – Осень (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
Цель: развивать умение выразительно передавать в движениях образы Осени в соответствии с музыкальным сопровождением.
Задачи: - развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать умение слышать музыку;
- воспитывать чувства музыкального ритма, темпа.
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, кукла Катя (осенний вариант).
Ход занятий:
1. Вводная часть:
- Вход детей в зал, построение в линии, поклон.
- Основные ритмические упражнения (ОРУ) под музыку (для головы, плеч, корпуса).
- Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега.
2. Основная часть:
В гости к детям приходит кукла Катя, которая одета в плащ, резиновые сапоги, а с собой принесла корзинку с овощами. Учитель с детьми обсуждает, во что одета кукла и для какого времени года эта одежда подойдет. Кукла Катя присутствует на занятии и наблюдает за детьми. Учитель рассказывает об осени и о том, что осенью собирают овощи, а так же задает вопросы на осеннюю тематику.
- Логоритмика «Овощи».
Исходное положение - I прямая позиция ног, руки опущены вдоль корпуса.
Огурцы |
Подняться на полупальцы. Одновременно руки поднимаются вверх. |
и помидоры, |
Полное приседание, руки на поясе. |
тыквы лезут на заборы. |
Шагая на месте подниматься в положение стоя. Руки работаю как при ходьбе. |
Крупные арбузы |
Поворот вокруг себя, через правое плечо. Одновременно руки раскрываются в стороны. |
С полосатым пузом. |
Поворот вокруг себя, через левое плечо. Одновременно руки закрываются на пояс. |
Солнце для забавы |
Шаг в правую сторону, приседание. Руки через вверх закрываются на пояс. |
Подарило груше |
Шаг в левую сторону, приседание. Руки через вверх закрываются на пояс. |
Ко всему вдобавок |
Наклон вперед, руки раскрываются в стороны. |
Сотни конопушек. |
Возвращение в положение прямо, пальцы рук подносятся к щекам, упражнение «осьминожки». |
Учитель рассказывает и задает вопросы о погоде Осенью.
Игра «Дождик» - пальчики детей превращаются в капельки дождика, которые с началом музыки начинают хлопать, изображая дождик. Сначала по одному пальчику, с каждым усилением такта в музыке (громче) прибавляется один пальчик и так до тех пор, пока дети не станут хлопать в ладоши. Затем с каждым понижением такта в музыке (затихание) убирается по одному пальчику. До тех пор, пока дождик не кончится, дети перестанут хлопать.
- Игра «Листопад» - дети превращаются в листики. Делятся на 3 кружка. В середине каждого круга стоит ребенок – ведущий, в руках у него листочки разного цвета (красные, желтые, зеленые). С началом музыки ребенок – ведущий качается, подняв вверх листики, а остальные ребята кружатся, легко бегут по залу. Когда музыка выключается, дети приседают и закрывают глаза. Дети – ведущие меняются местами и поднимают вверх листочки. Музыка включается, дети открывают глаза и легко бегут к своим ведущим, становясь вокруг него.
Учитель вместе с куклой Катей подводят итоги. Дети прощаются с куклой.
3. Заключительная часть:
- Релаксационное упражнение «Фея сна» (колыбельная музыка).
- Построение в линии, поклон, выход из зала.
2 занятие «Зима».
Тема: Музыка и время года – Зима (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
Цель: развивать умение выразительно передавать в движениях образы Зимы в соответствии с музыкальным сопровождением.
Задачи: - развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;
- развивать творческую самостоятельность в подборе подражательных движений на заданную тему;
- формировать музыкальность;
- воспитывать сплоченность, организованность.
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, кукла Катя (зимний вариант), искусственная елочка.
Ход занятий:
1. Вводная часть:
- Вход детей в зал, построение в линии, поклон.
- ОРУ под музыку (для головы, плеч, корпуса).
- Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега по кругу.
2. Основная часть:
В гости к детям приходит кукла Катя, которая одета в шубу, валенки, шапку и варежки. Учитель с детьми обсуждает, во что одета кукла и для какого времени года эта одежда характерна. Учитель рассказывает и задает вопросы о погоде зимой. Кукла Катя присутствует на занятии.
- Игра «Снежинки» - каждый ребенок снежинка. С началом музыки все дети двигаются хаотично, как снежинки. С окончанием музыки учитель говорит какое-либо число. При этом дети должны образовать снежок (круг) по столько человек, какое было названо число. Затем опять включается музыка, и дети изображают снежинок, и снова с окончанием музыки звучит команда. Тот, кому не хватило места в снежке (круге), кружится вокруг себя. Игра заканчивается, тем, что снежинки опускаются на землю (садятся на пол).
Учитель вместе с детьми рассказывает кукле Кате о том, в какие игры можно играть в зимнее время. О том, что зимой строят снежные городки, как их строят, что в них есть и что в снежных городках делают.
- Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку на тему «Снежный городок».
Разговор с куклой Катей о главном празднике зимой - Новом году. О том, что на Новый год обязательно танцуют хоровод вокруг елочки.
- Песня – танец «Хоровод». Дети с учителем разучивают слова песни «Песня про елочку» и движения хоровода. А затем с музыкой поют и танцуют хоровод.
Как у нашей елочки Зелены иголочки. |
Идут по кругу, взявшись за руки, в правую сторону. |
Елочка, елочка, |
Подходят к елочке, так же держа друг друга за руки. |
Праздничная елочка! |
Хлопают в ладоши. |
Елочка, елочка, |
Взявшись за руки, отходят от елочки. |
Праздничная елочка! |
Хлопают в ладоши. |
Вся сверкает льдинками, Белыми снежинками. |
Вращают кистями рук, постепенно поднимая их слегка вверх и опуская («Фонарики»). |
Елочка, елочка, |
Взявшись за руки, подходят к елочке. |
Праздничная елочка! |
Хлопают в ладоши. |
Елочка, елочка, |
Взявшись за руки, отходят от елочки. |
Праздничная елочка! |
Хлопают в ладоши. |
Дед Мороз на Новый год Вместе с елкой к нам придет. |
Идут по кругу, взявшись за руки, в левую сторону. |
Елочка, елочка, |
Подходят к елочке, так же держа друг друга за руки. |
Праздничная елочка! |
Хлопают в ладоши. |
Елочка, елочка, |
Взявшись за руки, отходят от елочки. |
Праздничная елочка! |
Хлопают в ладоши. |
Учитель вместе с куклой Катей подводят итоги. Дети прощаются с куклой.
3. Заключительная часть:
- Релаксационное упражнение «Фея сна» (колыбельная музыка).
- Построение в линии, поклон, выход из зала.
3 занятие «Весна».
Тема: Музыка и время года – Весна (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
Цель: развивать умение выразительно передавать в движениях образы Весны в соответствии с музыкальным сопровождением.
Задачи: - развивать умение координировать движения с речью, с музыкой, с музыкальным
инструментом;
- развивать умение ориентироваться в пространстве, ходить по кругу;
- обучить умению давать характеристику прослушанной мелодии;
- обучить пластичности в исполнении танцевальных образов;
- воспитывать чувство музыкальности.
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, кукла Катя (весенний вариант), колокольчики, зонтик.
Ход занятий:
1. Вводная часть:
- Вход детей в зал, построение в линии, поклон.
- ОРУ под музыку (для головы, плеч, корпуса).
- Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега по кругу, со сменой направления.
2. Основная часть:
В гости к детям приходит кукла Катя, которая одета в ветровку, ботинки, шапку и перчатки. Учитель с детьми обсуждает, во что одета кукла и для какого времени года эта одежда характерна. Учитель с куклой Катей рассказывает и задает вопросы о погоде весной, что происходит в природе в это время года. Кукла Катя присутствует на занятии.
- Логоритмика «Тучка-Солнышко».
Исходное положение – дети стоят по линиям в шахматном порядке.
Тучка солнышко закрыла, Наших деток замочила! |
Учитель, проходя между детьми, раскрывает зонт. |
Ну-ка, все сюда бегом, Вас накрою я зонтом! |
Дети прячутся под зонтом. |
Тучка спряталась за лес, Смотрит солнышко с небес. |
Учитель закрывает зонт, дети разбегаются в разные стороны. |
И такое чистое, Теплое, лучистое. |
Дети на подскоках кружатся вокруг себя. |
Вот как солнышко встает Выше, выше, выше! |
Медленно поднимаются руки вверх. |
К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже! |
Медленно руки опускаются. |
Хорошо, хорошо! Солнышко смеется. |
«Фонарики». |
- Игра – танец «Капель» - Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик (символизирует капель). В середине круга стоит учитель без колокольчика.
Такты 1-8 |
Дети бегут вправо по кругу. Учитель бежит влево. В конце музыки дети поворачиваются лицом в круг. |
Такты 9-12 |
Звенят колокольчиками. |
Такты 13-16 |
Кружатся. С окончанием музыки кладут колокольчики на пол. |
Такты 17-24 |
Повторяются движения 1-8-го тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчики. Учитель старается взять чей-нибудь колокольчик. Тот, кто остался без него, идет в середину круга, он – ведущий. |
Игра продолжается, так чтобы каждый из детей смог быть ведущим.
- Игра «Ручеек» под музыкальное сопровождение.
Учитель вместе с куклой Катей подводят итоги. Дети прощаются с куклой.
3. Заключительная часть:
- Релаксационное упражнение «Фея сна» (колыбельная музыка).
- Построение в линии, поклон, выход из зала.
4 занятие «Лето».
Тема: Музыка и время года – Лето (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
Цель: развивать умение выразительно передавать в движениях образы Лета в соответствии с музыкальным сопровождением.
Задачи: - развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;
- развивать двигательную активность, фантазию, воображение;
- обучать музыкальности и пластичности в исполнении танцевальных образов;
- воспитывать сплоченность, организованность.
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, кукла Катя (летний вариант).
Ход занятий:
1. Вводная часть:
- Вход детей в зал, построение в линии, поклон.
- ОРУ под музыку (для головы, плеч, корпуса).
- Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега по кругу, со сменой направления.
2. Основная часть:
В гости к детям приходит кукла Катя, которая одета в футболку, юбку, сандалии и шляпку. Учитель с детьми обсуждает, во что одета кукла и для какого времени года эта одежда характерна. Учитель с куклой Катей рассказывает и задает вопросы о погоде летом, что происходит в природе в это время года. Чем можно заниматься летом. Кукла Катя присутствует на занятии.
- Игра «Совушка» - Дети двигаются под музыку, изображая маленьких птичек. Музыка прекращается – все замирают, вылетает сова. Того, кто шевелился, забирает с собой. Игра продолжается. Каждый ребенок должен побыть ведущим – совой.
Самостоятельный подбор свободных естественных танцевальных движений под музыку на тему «Летом в лесу».
- «Море волнуется» - Дети стоят произвольно по всему периметру класса. Изображают море, волны, ветер на море. Сопровождая словами: «Море волнуется – раз, оре волнуется – два, море волнуется – три! На месте морская фигура замри!». Дети выбирают любое положение, на тему лета. Ведущий выбирает понравившуюся фигуру, этот ребенок становится водящим.
Учитель вместе с куклой Катей подводят итоги. Дети прощаются с куклой.
3. Заключительная часть:
- Релаксационное упражнение «Фея сна» (колыбельная музыка).
- Построение в линии, поклон, выход из зала.