Цели урока:
- дать характеристику страны в соответствии с планом;
- продолжить отрабатывать навыки самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению;
- приобщение учащихся к использованию дополнительных источников информации;
- продолжить формировать интерес к изучению стран, анализу их хозяйства;
- работать над умением записывать информацию путём составления схем-конспектов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, атлас, карточки с заданиями, символика государства, физическая и экономическая карты Великобритании, дополнительные источники информации,фотографии достопримечательностей.
Формы работы: творческая групповая , исследовательская, фронтальная работа, беседа, работа с атласом и контурными картами.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный.
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
- название темы урока и её объяснение.
- сообщение формы работы на уроке.
- задание группам (карточки- задания).
- постановка проблемного вопроса: какая черта хозяйства Великобритании является основной, центральной, какие -обоснованием и следствием?
2. Работа в группах по выполнению задания.
(каждая группа выполняет задания и готовится к отчёту с последующей работой у доски).
3. Отчёт групп и составление схемы развития хозяйства Великобритании.
Работа с контурными картами.
4. Подведение итогов работы. Выставление оценок за работу на уроке.
5.Обобщающее слово учителя.
6.Объяснение домашнего задания.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Понятие о полной географической характеристике страны:логика и основное содержание.
Великобритания-интересная страна,давшая миру таких знаменитых людей,как Шекспир,Байрон,Диккенс,Чарли Чаплин,группу Битлз и Робин Гуда-но,пожалуй и одна из самых сложных стран Зарубежной Европы.
2. “Визитная карточка” страны (форма государства,герб,флаг).
Столица г.Лондон
Великобритания-конституционная монархия.Глава государства-королева.Законодательный орган-двухпалатный парламент(палата общин и палата лордов).Великобритания возглавляет Содружество,в которое входит 15 стран.
3. Сообщение формы работы на уроке и объяснение задания группам.
4. Постановка проблемного вопроса:
Какая черта хозяйства Великобритании является основной, центральной, какие –обоснованием и следствием.
II. Работа в группах по выполнению задания (каждая группа выполняет задание и готовится к отчёту с последующей работой у доски).
III .Отчёт групп. Составление схемы –конспекта развития хозяйства Великобритании.
Первая группа.
1.Особенности ЭГП.
Великобритания- государство в Северо-Западной Европе, на Британских островах(о. Великобритания и с- в часть о-ва Ирландия, о. Мэн и Нормандские о-ва). Омывается Атлантическим океаном и его морями. Отделена проливом Ла-Манш от материка Евразия.
2. Природные условия разнообразны.На севере и западе преобладает горный рельеф-Северо- Шотландское нагорье(до 1343 м.), Пеннинские и Кембрийские горы, на юге и ю-в –холмистые равнины. Климат умеренный, океанический, влажный. Основные реки-Темза ,Северн, Трент,на севере много озёр. В горах –торфяники; вересковые пустоши. Леса (дуб ,бук, берёза) занимают 9% территории страны. Минеральные ресурсы- каменный и бурый уголь, поваренная соль, железные и оловянные руды ,нефть и природный газ.
3. Работа класса с контурными картами(нанесение географического положения и полезных ископаемых страны).
Вторая группа.
1 .Характеристика главных этапов исторического развития страны (выступление учащегося по опережающему заданию.
2. Характеристика современной экономики Великобритании.
Великобритания- экономически развитая индустриальная страна. Ведущая отрасль промышленности- машиностроение, в т.ч. электротехническое и радиоэлектронное,транспортное(авиаракетостроение ,авто-и судостроение, тракторо- и станкостроение).Развита нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная, пищевая промышленность.Крупная обувная,швейная и другие отрасли лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство высокоинтенсивно,обеспечивает ¾ потребностей страны в продовольствии.Главная отрасль с/х – мясо-молочное и молочное животноводство.В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство,возделывание сахарной свеклы, картофелеводство. Рыболовство. Развит транспортный комплекс. Главные порты-Лондон, Ливерпуль, Манчестер и др.
Экспорт: машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, продукция химической промышленности.
Третья группа.
1. Население-59,4 млн.чел.Великобритания-многонациональная страна:80% -англичане,15%-шотландцы,уэльсцы и ирландцы.Официальный язык-английский.
Большинство верующих-протестанты.
Великобритания относится к странам с первым типом воспроизводства населения,поэтому в стране активно проводится демографическая политика,направленная на повышение рождаемости.
2. Великобритания-высокоурбанизированная страна,90%-городское население. Население размещено неравномерно.Большая часть населения проживает в центральных и южных районах страны.Великобритания лидирует среди европейских стран по числу городов-миллионеров-их семь.
Четвёртая группа.
1.Великобритания-высокоразвитая страна,входящая в “большую семёрку”.
В 1973 году Великобритания вступила в Европейское Сообщество(впоследствии-Европейский Союз), что способствовало подъему конкурентоспособности страны. Теперь Великобритания находится в первых рядах среди развитых стран по уровню прироста производства, производительности и конкурентоспособности.Основные внешнеторговые партнёры:страны ЕС,США,Япония.Великобритания-крупный экспортёр капитала.Входит в блок НАТО.
2.Знакомство с достопримечательностями страны(выступление учащегося по опережающему заданию).
В ходе работы на уроке учитель составляет на доске,а учащиеся в тетрадях схему развития хозяйства страны.
IV. Подведение итога урока.Ответ на проблемный вопрос.Выставление оценок за работу на уроке.
V. Обобщающее слово учителя:
Британское общество, хотя и обеспокоенное сомнениями и неопределенностью, и постоянно вынужденное решать ключевые социальные проблемы, определенно не находится в упадке, и даже не угасает. Тем не менее, оно глубоко озабочено и серьезно обсуждает многие традиционные устои общества. В британцах есть что-то непредсказуемое, необъяснимое. Откуда у этой нации появились силы потопить испанскую армаду? Определенно не благодаря огромным количествам экономических ресурсов или дисциплинированному обществу. Может быть, в душах этого народа, объединенного общей целью, есть что-то, что не под силу понять социологам. Британцы - замечательный народ, и их причуды, социальная "дистанция" и левостороннее движение являются неотъемлемой частью нашего мира. Без Великобритании мир бы стал беднее.
VI. Домашнее задание.
Продумайте и предоставьте туристический маршрут по Великобритании.Свой выбор аргументируйте.