Введение
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке технологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, ставят перед собой творческие задачи, в решение которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумке, воображение, фантазия.
Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и принятия нестандартных решений.
В этом реферате коротко рассматривается, какие игры можно использован, в школьном курсе технологии, приводиться разработка игры – КВН «Сабантуй» список используемой и предполагаемый литературы.
Что такое игра?
В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые методы, которые, несомненно, повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся, приводит к появлению новых межличностных отношений «учитель– ученик».
Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния на будущее человека. Не учитывается то замечательное воздействие, которое она оказывает на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне.
А.С. Макаренко внес в педагогику коллектива замечательное слово «мажор». Бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни – непременное условие здорового развития коллектива.
Игра – средство многогранное. С уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива и метод организации других видов деятельности и эмоциональное состояние, и способ общения.
Игра, по определению психологов-педагогов, является важным средством формирования ценностных ориентаций (Л.И. Божович), деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения (И.Г. Яновская), развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств (Л.С. Выготский).
Эта форма деятельности представляет возможность учащимся общаться, проявляя при этом те качества, которые не доступны им в повседневной школьной жизни. Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, юмор, снимает напряжение, однообразие, усиливает мотивацию к учебной деятельности. При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия конкретных решений.
Школьный курс технологии способствует к проведению различных игр во время уроков.
Игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
- Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
- Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
- Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
- Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. В 5–7-х классах ученики на уроках делают кроссворды, чайнворды, а 8–10-х классах больше по душе сканворды, брейкворды.
- Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала как по технологии швейного производства, так и по технологии приготовлений пищи, материаловедению, машиноведению.
- Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в художников-конструкторов, модельеров, операторов швейного производства, дизайнеров, поваров, кулинаров, кондитеров. На уроках по конструированию предлагаю быть конструкторами, а при моделировании – дизайнерами, модельерами, при изготовлении кондитерских изделий – кондитерами. Бригады придумывают сами себе название – «ателье», «конструкторская», цех или предприятие пошивочного цеха. Организацию игрового соревнования между «ателье» (бригадами). Это способствуют качественной работе бригад.
- Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуется, разделившись на команды (бригады). Недавно организовала игру «Звездный час» (для 5-х классов). Было очень интересно, весело, познавательно. В конце прошлого учебного года, как обобщающий урок провела технологический сабантуй. Разрабатывая игры, я стараюсь привлечь учащихся в процесс подготовительной игры, и это их вдохновляет, проявляться новые выдумки.
Ниже предлагаю разработку технологического сабантуя.
Добрый день ребята!
Мы сегодня проведем сабантуй мастерства. Что вы знаете о сабантуе?
Сабантуй – башкирский праздник.
Обычно он проводиться после проведения посевных работ, до начала сенокоса.
Сабантуй значит «праздник плуга». Участники сабантуя на различных состязаниях показывают ловкость, силу, сноровку и мастерство. Победители получают призы и подарки. До конца учебного года осталось совсем не много времени. Завершили многие разделы по технологии. Пора и нам выяснить, чему мы научились, закрепили умения и навыки в ходе сабантуя. Представить гостей и жюри. Давайте, начнем сабантуй (музыка, фанфары).
Состязания проводятся в командном и личном зачете. Победителям будут вручены медали. Успешно справившиеся с заданием получают жетоны.
Итак, первый конкурс.
1-й конкурс. «Визитка»
- Название команды.
- Девиз.
- Эмблема.
- Представить конкурсную газету.
«5»-балльная система оценивания.
2-й конкурс. «Лазание по столбу»
В этих соревнованиях обычно участвуют юноши. Они без всяких приспособлений должны преодолеть на 10–14-метровый, гладкий столб. Но гак, как мы живем в эмансипированном XXI веке, в этом конкурсе могут участвовать и девушки.
Вам предлагаются вопросы, каждый правильный ответ оценивается как подъем участника на высоту 1 метр.
Итак, слушайте внимательно. Вопрос для мальчиков:
1. Назовите (перечислите) виды хвойных пород древесины.
Ответ: 1) ель, 2) сосна, 3) кедр, 4) пихта, 5) лиственница.
Для девочек:
1. Назовите виды натуральных волокон:
Ответ:
- растительные: 1) хлопок, 2) лен;
- животные: 3) шелк, 4) шерсть, 5) минералы (асбест).
3-й конкурс. «Скачки»
Скачки – состязание скаковых лошадей на пересеченной местности на различные дистанции. Скачки непременно входят в программу «Сабантуя». Мы тоже включили в нашу программу состязания скачки. Для проведения скачков нам необходимо собрать на время (кто быстрее) соберет скамейку, затем проверяем на качество и прочность, перенося девочек на скамейке до финиша.
4-й конкурс. «Куреш»
Куреш – национальная борьба на стойке с обоюдным захватом двумя руками за кулак соперника. Мы приглашаем всех на Куреш.
Вопросы: Что лишнее? (Раздаются карточки с заданиями «Что лишнее?».)
- Вареное яйцо или сырое можно определить:
А) опускание в воду;
Б) потряхивание;
В) кручение. - Покрасить яйцо к пасхе можно:
А) шелухой лука;
Б) химическими красителями;
В) в отваре картофеля. - Яйцо в «мешочек» – это
А) крутой желток и белок;
Б) жидкий желток и белок;
В) крутой белок и жидкий желток. - Яичница-глазунья – это
А) фаршированное яйцо;
Б) яйцо, сваренное вкрутую;
В) жареное яйцо и целый желток.
Карточка № 2
- К столовым приборам не относится:
А) ложка;
Б) дуршлаг;
В) вилка. - К тепловой обработке продуктов не относится:
А) тушение;
Б) соление;
В) запекание. - В оформлении бутербродов лишнее:
А) хлеб;
Б) масло;
В) молоко. - На праздничный стол не подходит:
А) ваза с цветами;
Б) настольная лампа;
В) торт в коробке. - К овощам не относится:
А) баклажан;
Б) клубника;
В) тыква.
5-й конкурс. «Художественная самодеятельность»
Так назвали мы следующий конкурс. Какой сабантуй проходит без художественной самодеятельности участников.
Наш конкурс мы назовем «Художественная самодеятельность конструкторов и модельеров», то есть коллективное конструирование. Каждый участник вносит свой вклад в проект изготовления изделия. Пожалуйста, этот конкурс на вашу фантазию и художественный вкус.
(Условие: один участник начинает, другой продолжает, затем третий, то есть каждый участник участвует и вносит один из элементов конструирование и моделирование.)
Для девочек предлагается сконструировать и смоделировать платье.
Для мальчиков: сконструировать и смоделировать самолет.
6-й конкурс. «Хозяин дома, хозяйка дома»
В жизни случаются ситуации, мы всегда должны быть готовыми преодолевать трудности. Мы должны быть хозяйственными, умелыми на все руки. Для мальчиков: пришивание пуговиц. Для девочек: забивание гвоздя. Соблюдаем правила техники безопасности и СГТ. Тем временем проводится конкурс с болельщиками. Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде (оценивается жетонами). Пословицы и поговорки. В паузах: игра с болельщиками (проводится этот же конкурс.)
Затем 2–3 концертных номера участников художественной самодеятельности (из 6-х классов).
7-й конкурс. «Стрельба из лука»
Чтобы стать батыром, наряду с умением скакать на лошади, бороться на полотенцах, лазить по столбу, необходимо быть и метким стрелком. Это испытание считалось бы пройденным, когда юноша уходил в горы и подстреливал парящего орла, который нападал на пасущийся скот башкир-кочевников.
Наш конкурс на ловкость, внимание, эрудицию.
Разгадывание кроссвордов и ребусов.
Без |
Не |
тру |
пр |
и |
вы |
да |
не |
кай |
к |
вы |
без |
не |
де |
лью |
шь |
Пр |
ивы |
рыб |
кай |
ку |
из |
к |
пру |
рук |
оде |
да |
лью |
1. Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
2. Не привыкай к безделью, привыкай к рукоделью.
Рукав, моалка, корпус, лапка, винт, поводок
3) Ребус: М «оса» ”, «танк» ”, “«вилка» (моталка)
«Кот» ‘ р, “ «банан» ’ , «мешок» “’ , «бант» (орнамент)
Кроссворд (портниха)
Ответы: пальто, камзол, варежка, тулуп, ремень, брюки, халат, рубашка.
Звучит музыка.
Показ моделей (работа учащихся). Всех приглашаем на «Подиум школы № 4». Показ моделей:
- 5-й класс – фартуки;
- 7-й класс – халаты;
- 8-й класс – платья.
Организована выставка изделий участников «школьников».
Отметить, что в течение учебного года, чем занимались, эту выставку мы выставили на зональном смотре художественной самодеятельности, жюри отметили неплохую работу. Призвали всем проявить худ. упорство, вкус, рукодельям, творчеству, старание. Наградили Ефремичеву Свету, ученицу 9-го класса за ее трудолюбие.
Звучат фанфары.
Итак, наступил волнующий момент для всех.
Подсчитываются все жетоны.
Подведение итогов.
Слово жюри.
Награждение.
Слово заместителю директора по учебной части Хуснутдиновой Р.Ф.
Спасибо всем участникам членам жюри и болельщикам.