Цель урока:
- обобщить знания по разделу;
- развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
- воспитывать любовь к классической литературе.
Оборудование урока:
1. Магнитофон.
2. Портреты писателей.
3. Кроссворд.
4. Карточка "Сочини стихотворение"
5. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
6. Плакат с пословицами.
7. Выставка книг.
Ход урока
I. Учащиеся и учитель читают под музыку стихи.
Учитель.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник.
Учащиеся.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни -
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду ото лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
II. Работа с пословицами и поговорками.
1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
2. Испокон века книга растит человека.
3. Книга подобна воде - дорогу проложит везде.
4. Хорошая книга ярче звёздочки свети.
Какая из этих пословиц и поговорок вам больше всего понравилась? Объясните.
III. Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок мы проведём в форме устного журнала и посвятим его великим русским писателям. Произведения этих писателей мы изучали на уроках чтения. А начать разговор по теме урока нам поможет кроссворд, который мы должны разгадать.
IV. Разгадывание кроссворда.
1. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (М.Ю.Лермонтов)
2. Чувство, которое вы испытываете при чтении стихов М.Ю.Лермонтова. (печаль)
3. У этого поэта была няня, о которой знают все.(А.С.Пушкин.)
4. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин.(французский)
5. Многие его рассказы и басни вошли в его книгу "Азбука".( Л.Н.Толстой)
6. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.(басня)
7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни.
8. Как называется нравоучение в басне?(мораль)
V. Слушание мелодии романса "Выхожу один я на дорогу".
Как называется эта мелодия? (романс).
Почему так думаете? (рассказывается о чувствах человека, о его душевном мире).
- Как вы думаете. Кто из этих писателей написал слова? (М.Ю.Лермонтов).
- Как вы узнали, что эти строки принадлежат М.Ю.Лермонтову? (чувство тоски, одиночества, печали).
VI. Первая страница устного журнала.(портрет М.Ю.Лермонтова).
1. Учащиеся читают наизусть стихи М.Лермонтова.
2. Сочинение стихотворений детьми.
- А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворение, переделав данный текст. (Восстановить текст по смыслу, а потом переделать в стихотворение).
Парус белеет одинокой,
В тумане голубом моря!
Что ищет он в далёкой стране?
Кинул в родном краю он что?
(Дети составляют:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
VII. Физминутка.
Я тебе открою тайну,
Никому не говори:
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец
Обойдёшь засохший пруд.
Там у старой водокачки,
Под забором две собачки:
Громко косточку грызут. (И. Пивоварова)
О какой тайне говорит автор? У кого из русских писателей в детстве с братьями была тайна?
VIII. Вторая страница устного журнала. (Портрет Л.Н.Толстого).
- Какие произведения Л.Н.Толстого мы читали? Какой из рассказов произвёл на вас самое сильное впечатление? (Дети делятся своим мнением).
IХ. Следующая страница посвящается великому баснописцу И.А.Крылову "Пять вопросов - пять ответов".
1. Какой ответ соответствует вопросу?
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?"
2.
"Соседка, перестань срамиться :
тебе ль с слоном возиться?"
3. "Приятель дорогой, здорово! Где ты был?"
4. " Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?"
5. "Как , милый Петушок, поёшь ты громко, важно!"
Ответы детей на вопросы.
1.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило".
2.
"Вот-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки".
3.
"В кунсткамере, мой друг!
Часа там три ходил:"
4. "Я не приметила богатства никакого".
5. "А ты, Кукушечка мой свет, так тянешь плавно и протяжно!"
Х. Последняя страница нашего журнала посвящена творчеству А.С.Пушкину.
Викторина по творчеству А.С.Пушкина.
- Где родился поэт? (в Москве).
- Как звали его няню? (Арина Родионовна).
- Какие песни пела няня Пушкину? ("За морем синица жила:, "По улице мостовой:".)
- Сколько сказок написал АС. Пушкин?(5 сказок.)
- Узнай сказку по иллюстрации и предмет, относящийся к сказке.
1. Бочка.("Сказка о царе Салтане".)
2. Зеркало.("Сказка о мёртвой царевне:")
3. Изба. ("Сказка о рыбаке и рыбке".)
4. Петушок. ("Сказка о золотом петушке".)
5. Зайчонок. (Сказка о попе и его работнике Балде".)
- Молодцы !
Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича Пушкина вы хотели бы прочитать? (Дети читают стихи "Зимнее утро", "За весной, красой природы:", "Уж небо осенью дышало:", "Зимний вечер").
ХI. Итог урока.
Что особенно запомнилось? Что бы вам хотелось сказать всем этим писателям, за что их поблагодарить?
Кроссворд.