Литературное чтение

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщить знания по разделу;
  • развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
  • воспитывать любовь к классической литературе.

Оборудование урока:

1. Магнитофон.

2. Портреты писателей.

3. Кроссворд.

4. Карточка "Сочини стихотворение"

5. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

6. Плакат с пословицами.

7. Выставка книг.

Ход урока

I. Учащиеся и учитель читают под музыку стихи.

Учитель.

Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник.

Учащиеся.

Книги учат детей
Всем премудростям жизни -
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду ото лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

II. Работа с пословицами и поговорками.

1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

2. Испокон века книга растит человека.

3. Книга подобна воде - дорогу проложит везде.

4. Хорошая книга ярче звёздочки свети.

Какая из этих пословиц и поговорок вам больше всего понравилась? Объясните.

III. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок мы проведём в форме устного журнала и посвятим его великим русским писателям. Произведения этих писателей мы изучали на уроках чтения. А начать разговор по теме урока нам поможет кроссворд, который мы должны разгадать.

IV. Разгадывание кроссворда.

1. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (М.Ю.Лермонтов)

2. Чувство, которое вы испытываете при чтении стихов М.Ю.Лермонтова. (печаль)

3. У этого поэта была няня, о которой знают все.(А.С.Пушкин.)

4. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин.(французский)

5. Многие его рассказы и басни вошли в его книгу "Азбука".( Л.Н.Толстой)

6. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.(басня)

7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни.

8. Как называется нравоучение в басне?(мораль)

V. Слушание мелодии романса "Выхожу один я на дорогу".

Как называется эта мелодия? (романс).

Почему так думаете? (рассказывается о чувствах человека, о его душевном мире).

- Как вы думаете. Кто из этих писателей написал слова? (М.Ю.Лермонтов).

- Как вы узнали, что эти строки принадлежат М.Ю.Лермонтову? (чувство тоски, одиночества, печали).

VI. Первая страница устного журнала.(портрет М.Ю.Лермонтова).

1. Учащиеся читают наизусть стихи М.Лермонтова.

2. Сочинение стихотворений детьми.

- А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворение, переделав данный текст. (Восстановить текст по смыслу, а потом переделать в стихотворение).

Парус белеет одинокой,
В тумане голубом моря!
Что ищет он в далёкой стране?
Кинул в родном краю он что?

(Дети составляют:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

VII. Физминутка.

Я тебе открою тайну,
Никому не говори:
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец
Обойдёшь засохший пруд.
Там у старой водокачки,
Под забором две собачки:
Громко косточку грызут. (И. Пивоварова)

О какой тайне говорит автор? У кого из русских писателей в детстве с братьями была тайна?

VIII. Вторая страница устного журнала. (Портрет Л.Н.Толстого).

- Какие произведения Л.Н.Толстого мы читали? Какой из рассказов произвёл на вас самое сильное впечатление? (Дети делятся своим мнением).

IХ. Следующая страница посвящается великому баснописцу И.А.Крылову "Пять вопросов - пять ответов".

1. Какой ответ соответствует вопросу?

"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?"

2.

"Соседка, перестань срамиться :
тебе ль с слоном возиться?"

3. "Приятель дорогой, здорово! Где ты был?"

4. " Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?"

5. "Как , милый Петушок, поёшь ты громко, важно!"

Ответы детей на вопросы.

1.

"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило".

2.

"Вот-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки".

3.

"В кунсткамере, мой друг!
Часа там три ходил:"

4. "Я не приметила богатства никакого".

5. "А ты, Кукушечка мой свет, так тянешь плавно и протяжно!"

Х. Последняя страница нашего журнала посвящена творчеству А.С.Пушкину.

Викторина по творчеству А.С.Пушкина.

- Где родился поэт? (в Москве).

- Как звали его няню? (Арина Родионовна).

- Какие песни пела няня Пушкину? ("За морем синица жила:, "По улице мостовой:".)

- Сколько сказок написал АС. Пушкин?(5 сказок.)

- Узнай сказку по иллюстрации и предмет, относящийся к сказке.

1. Бочка.("Сказка о царе Салтане".)

2. Зеркало.("Сказка о мёртвой царевне:")

3. Изба. ("Сказка о рыбаке и рыбке".)

4. Петушок. ("Сказка о золотом петушке".)

5. Зайчонок. (Сказка о попе и его работнике Балде".)

- Молодцы !

Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича Пушкина вы хотели бы прочитать? (Дети читают стихи "Зимнее утро", "За весной, красой природы:", "Уж небо осенью дышало:", "Зимний вечер").

ХI. Итог урока.

Что особенно запомнилось? Что бы вам хотелось сказать всем этим писателям, за что их поблагодарить?

Кроссворд.