Тренинговое занятие "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

Разделы: Работа с родителями


Цель: способствовать осознанию мамами своих родительских позиций.

Задачи:

  • Знакомство с психологическими типами матерей.
  • Развитие навыков группового взаимодействия.
  • Развитие рефлексии, мотивации изучения собственной личности.
  • Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.
  • Форма проведения: тренинговое занятие.
  • Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов.

Оборудование: ватманы, фломастеры, карандаши цветные и простые, маркеры, ножницы, журналы, аудиокассета с записью стихотворения о маме, и спокойной музыки.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий читает стихотворение "Мой милый капризуля и курносик:" Приложение 2

Приветствие Добрый вечер сегодня у нас тренинговое занятие на тему "Мамы разные нужны, мамы всякие важны". В материнском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки и радости, сомнения и удачи, поражения и победы. Материнская любовь, переживания и хлопоты - сложная и многогранная часть жизни женщины. Все мамы не похожи друг на друга, как не похожи и дети. Сегодня мы поговорим о нас мамах, о нашей роли в воспитании детей.

Когда идет работа в такой группе устанавливаются определенные правила

- "Здесь и сейчас"- необходимо высказываться о процессах, чувствах, происходящих в группе в данный момент.

- Я высказывание"- высказываться от своего лица (я думаю), не оценивать других участников.

- "Конфиденциальность" - все, что происходит во время занятия, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.

- Правило "Стоп" - вы в праве не говорить о том, о чем не желаете.

Упражнение "Знакомство" Каждый участник расскажет о своем эмоциональном состоянии, настроении, называет своё имя, имена своих детей и их возраст, все то, что хочет рассказать о себе и своих детях.

Игра: "Ласковые слова" Участники передают ласковые слова по слогам по кругу, например лю - би - мый, род - ной и т.д.

Для того чтобы приободриться и познакомиться поближе мы проведем

Упражнение "Завтрак, любимое дело, пословица".

Вспомните, пожалуйста, то, что вы любите кушать на завтрак, ваше любимое дело и какую-нибудь пословицу, крылатое выражение, которое бы вас характеризовали. Теперь, "привет, я цикорий с бутербродом, люблю кататься на лыжах, без труда не вытащишь рыбку из пруда". Заново познакомьтесь, таким образом, со всеми участниками.

2. Основная часть.

Упражнение "Позиции мам"

Участники рассчитываются и рассаживаются по 4 микрогруппам.

Разыгрывание ситуаций в соответствии с определённой материнской позицией (описание которой лежит на столах) Приложение 3

Ситуация - сбор утром в детский сад.

Отгадывание разыгранной позиции.

Рефлексия:

- Что помогло вам отгадывать позиции мам?

- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? С чем это может быть связано?

- Что дало вам это упражнение?

Упражнение "Предупреждение"

Участникам предлагается создать плакат - предупреждение, как не превратиться в маму, тип которой ими был представлен.

Презентация плаката.

Упражнение "Идеальная мама"

Какая мама нужна ребёнку?

Представьте себе - идеальная. А идеальная - это значит самая, самая:

Самая добрая, самая красивая, самая нежная, самая справедливая - словом, самая лучшая.

Создание модели идеальной мамы (от каждой микрогруппы по одному положительному качеству мамы).

Рефлексия:

- Как часто в жизни мы встречаем такую идеальную маму?

- Быть идеальной возможно?

3. Заключительная часть

Подведение итогов.

Мы сегодня с вами говорили о той роли, которую мама выполняет в воспитании ребенка (семьи). Это важно, прежде всего, потому, что в отношениях с детьми мама непроизвольно потаённые неосознанные переживания и страхи, накопленные в течение жизни, изливает на ребёнка. Например, мама - наседка может слишком опекать ребёнка из - за тревожности, или страха одиночества, мама - следователь прибегать к сверхконтролю из - за нервного перенапряжения, а мама - Баба - яга нагоняет страх на маленького человека, так как сама чего - то боится.

Иногда мамы не замечая какой-то недостаток у себя, отлично видит его у малыша и безоговорочно требует то, в чём сами не является примером. Мама осознанно говорит одно, а делает совсем другое, пытаясь исправить поведение, характер, состояние ребёнка, не стараясь измениться при этом сама. Пожелаем всем мамам душевной щедрости, и широты взглядов, терпения, доброты, безусловной любви к своим детям.

Знаете, мы нашу встречу начинали с обращения мамы к ребенку, а сейчас я вам предлагаю послушать обращение ребенка к маме.

Стихотворение о маме (аудиозапись).

Упражнение "Откровенно говоря"

1. Каковы ваши впечатления от занятия? Как изменилось ваше состояние во время занятия?

2. Самым полезным, главным для меня было:

3. На каком занятии мне хотелось бы присутствовать:

Спасибо Вам за активное участие. До свидания.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.