Цель: способствовать осознанию мамами своих родительских позиций.
Задачи:
- Знакомство с психологическими типами матерей.
- Развитие навыков группового взаимодействия.
- Развитие рефлексии, мотивации изучения собственной личности.
- Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.
- Форма проведения: тренинговое занятие.
- Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов.
Оборудование: ватманы, фломастеры, карандаши цветные и простые, маркеры, ножницы, журналы, аудиокассета с записью стихотворения о маме, и спокойной музыки.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Ведущий читает стихотворение "Мой милый капризуля и курносик:" Приложение 2
Приветствие Добрый вечер сегодня у нас тренинговое занятие на тему "Мамы разные нужны, мамы всякие важны". В материнском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки и радости, сомнения и удачи, поражения и победы. Материнская любовь, переживания и хлопоты - сложная и многогранная часть жизни женщины. Все мамы не похожи друг на друга, как не похожи и дети. Сегодня мы поговорим о нас мамах, о нашей роли в воспитании детей.
Когда идет работа в такой группе устанавливаются определенные правила
- "Здесь и сейчас"- необходимо высказываться о процессах, чувствах, происходящих в группе в данный момент.
- Я высказывание"- высказываться от своего лица (я думаю), не оценивать других участников.
- "Конфиденциальность" - все, что происходит во время занятия, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.
- Правило "Стоп" - вы в праве не говорить о том, о чем не желаете.
Упражнение "Знакомство" Каждый участник расскажет о своем эмоциональном состоянии, настроении, называет своё имя, имена своих детей и их возраст, все то, что хочет рассказать о себе и своих детях.
Игра: "Ласковые слова" Участники передают ласковые слова по слогам по кругу, например лю - би - мый, род - ной и т.д.
Для того чтобы приободриться и познакомиться поближе мы проведем
Упражнение "Завтрак, любимое дело, пословица".
Вспомните, пожалуйста, то, что вы любите кушать на завтрак, ваше любимое дело и какую-нибудь пословицу, крылатое выражение, которое бы вас характеризовали. Теперь, "привет, я цикорий с бутербродом, люблю кататься на лыжах, без труда не вытащишь рыбку из пруда". Заново познакомьтесь, таким образом, со всеми участниками.
2. Основная часть.
Упражнение "Позиции мам"
Участники рассчитываются и рассаживаются по 4 микрогруппам.
Разыгрывание ситуаций в соответствии с определённой материнской позицией (описание которой лежит на столах) Приложение 3
Ситуация - сбор утром в детский сад.
Отгадывание разыгранной позиции.
Рефлексия:
- Что помогло вам отгадывать позиции мам?
- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? С чем это может быть связано?
- Что дало вам это упражнение?
Упражнение "Предупреждение"
Участникам предлагается создать плакат - предупреждение, как не превратиться в маму, тип которой ими был представлен.
Презентация плаката.
Упражнение "Идеальная мама"
Какая мама нужна ребёнку?
Представьте себе - идеальная. А идеальная - это значит самая, самая:
Самая добрая, самая красивая, самая нежная, самая справедливая - словом, самая лучшая.
Создание модели идеальной мамы (от каждой микрогруппы по одному положительному качеству мамы).
Рефлексия:
- Как часто в жизни мы встречаем такую идеальную маму?
- Быть идеальной возможно?
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
Мы сегодня с вами говорили о той роли, которую мама выполняет в воспитании ребенка (семьи). Это важно, прежде всего, потому, что в отношениях с детьми мама непроизвольно потаённые неосознанные переживания и страхи, накопленные в течение жизни, изливает на ребёнка. Например, мама - наседка может слишком опекать ребёнка из - за тревожности, или страха одиночества, мама - следователь прибегать к сверхконтролю из - за нервного перенапряжения, а мама - Баба - яга нагоняет страх на маленького человека, так как сама чего - то боится.
Иногда мамы не замечая какой-то недостаток у себя, отлично видит его у малыша и безоговорочно требует то, в чём сами не является примером. Мама осознанно говорит одно, а делает совсем другое, пытаясь исправить поведение, характер, состояние ребёнка, не стараясь измениться при этом сама. Пожелаем всем мамам душевной щедрости, и широты взглядов, терпения, доброты, безусловной любви к своим детям.
Знаете, мы нашу встречу начинали с обращения мамы к ребенку, а сейчас я вам предлагаю послушать обращение ребенка к маме.
Стихотворение о маме (аудиозапись).
Упражнение "Откровенно говоря"
1. Каковы ваши впечатления от занятия? Как изменилось ваше состояние во время занятия?
2. Самым полезным, главным для меня было:
3. На каком занятии мне хотелось бы присутствовать:
Спасибо Вам за активное участие. До свидания.