Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока:
обеспечение в ходе урока повторения основных элементов и понятий темы "Физика атомного ядра": состав атомного ядра, изотопы, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, - распад, -излучение, энергия распада, закон радиоактивного распада, термоядерный синтез, ядерный реактор, ядерное оружие, биологическое действие радиоактивных излучений, закрепления умений решать задачи на расчет дефекта массы.
Задачи:
- диагностировать уровень усвоения учащимися темы "Физика атомного ядра", для планирования последующих этапов учебного процесса;
- развивать познавательные способности учащихся в ходе решения задач и объяснения вопросов, формировать приемы умственной деятельности в процессе решения задач тестового типа по теме "Физика атомного ядра";
- воспитывать самостоятельность через организацию самостоятельной работы;
- формировать у учащихся оценочные умения, критическое отношение к уровню своей подготовки через самопроверку выполняемых на уроке заданий и заполнение оценочного листа;
- осуществлять подготовку к итоговой аттестации, в ходе повторения ранее изученных тем.
Оборудование: учебник В.А.Касьянова "Физика - 11", компьютер, проектор, слайды с тестовыми заданиями, ответами на все выполняемые в ходе урока задания, листы самооценки.
Этапы урока
Этап | Цель | Время | Методы и приемы обучения | |
1 | Организационный момент | Создать положительный настрой на урок | 1 мин | Приветственное слово учителя. |
2 | Постановка цели | Сформулировать цель урока | 2 мин | Рассказ. |
3 | Актуализация знаний | Выявить уровень знания формул по темам: "Физика атомного ядра", повторить основные формулы по теме "Электродинамика" | 9мин | Физический диктант, самопроверка |
4 | Оперирование знаниями и способами деятельности в различных ситуациях | Повторить основное содержание темы "Физика атомного ядра" | 10мин | Фронтальная беседа, коллективная работа по выполнению заданий тестового типа |
Диагностировать умения учащихся решать задачи по теме "Физика атомного ядра" | 20мин | Самостоятельная работа/ мини ЕГЭ | ||
5 | Подведение итогов | Определить пробелы в обучении, мотивировать учащихся с помощью поощрения за успехи в усвоении темы | 2мин | Самопроверка. Заполнение "Листа самооценки" |
6 | Домашнее задание | Разъяснить домашнее задание | 1 мин | Сообщение |
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке физики. Вижу полную готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня.
2. Постановка цели
Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать на месте пилота, который перед реальным полетом (для вас - контрольной работой) проходит тестирование на тренажерах, проверяет свои умения и навыки действовать как в знакомой, так и не совсем знакомой ситуации. Для этого каждый из вас получил "Лист самооценки". В ходе урока вы самостоятельно будете фиксировать полученные результаты на каждом этапе урока, причем каждый балл будет свидетельствовать о качестве ваших знаний, а в конце урока мы посмотрим, кто же из вас является самым подготовленным пилотом, т.е. насколько каждый из вас готов к контрольной работе. Подпишите свой лист.
Цель нашего урока проверить знание теоретического материала по теме "Физика атомного ядра", закрепить умения составлять уравнения ядерных реакций, решать задачи на расчет дефекта массы, энергии связи, параметров, характеризующих работу АЭС, закон радиоактивного распада, а так же помочь разобраться с "трудными вопросами" тем учащимся, которые недостаточно усвоили материал.
3. Актуализация знаний
Для достижения цели урока нам необходимо повторить основные формулы по теме "Физика атомного ядра".
"Физический диктант", проводит учитель.
1) Два ученика работают у доски. Остальные в тетрадях.
Записать формулы:
1. Закон радиоактивного распада.
2. Энергия связи нуклонов в ядре.
3.Уравнение альфа-распада ядра атома.
4. Дефект массы.
5. Уравнение бета-распада ядра атома.
Проверка выполнения задания учащимися у доски. Самопроверка.
За каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся проставляют свои результаты в "Листы самооценки"
2) Продолжаем работу, вспомним формулы по теме "Электродинамика".
"Физический диктант", вопросы задают ученики.
Два ученика работают у доски. Остальные в тетрадях.
Записать формулы (например):
1. Закон Кулона.
2. Магнитный поток.
3. Сила Лоренца.
4.Закон Ома для замкнутой цепи.
5.Формула Томсона.
Проверка выполнения задания учащимися у доски. Самопроверка.
За каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся проставляют свои результаты в "Листы самооценки"
4. Оперирование знаниями и способами деятельности
1) Для обобщения и закрепления материала, поработаем устно с тестом (задания на экране). Предварительно вспомним алгоритм решения задач по теме "Физика атомного ядра"
Учащиеся дают ответы с обязательным комментарием к ним.
Тест.
1. Чему равно число протонов (Z) и нейтронов (N) в атоме фосфора 15 P31?
1) Z= 15, N =31
2) Z= 31, N =15
3) Z=15, N =16
4) Z=16, N =15
2. Во сколько раз заряд изотопа азота с массовым числом 13 и порядковым номером 7 больше заряда протона?
1) 1
2) 13/7
3) 13
4) 7
3. Ядро магния захватило электрон и испустило протон. Каковы заряды и массовые числа ядра, образовавшегося в результате этой реакции?
1) зарядовое число 10, массовое число 20
2) зарядовое число 10, массовое число 21
3) зарядовое число 12, массовое число 20
4) зарядовое число 14, массовое число 22
4. Каково соотношения между массой mя атомного ядра и суммой масс свободных протонов Zmp и свободных нейтронов Nmn, входящих в состав ядра?
1) mя = Zmp + Nmn
2) mя > Zmp + Nmn
3) mя < Zmp + Nmn
4) нельзя сказать однозначно
5. Ниже записана ядерная реакция, а в скобках указаны массы (в атомных единицах массы) участвующих в ней частиц.
Поглощается или выделяется энергия при этой реакции?
1) поглощается
2) выделяется
3) не поглощается и не выделяется
4) для решения недостаточно достаточно
6. Реакция деления ядер урана идет с большим выделением энергии. Эта энергия выделяется в основном в виде
1) энергии радиоактивного излучения
2) энергии -квантов
3) кинетической энергии свободных нейтронов
4) кинетической энергии осколков деления ядер
7. В недрах Солнца температура достигает десятков миллионов градусов. Чем это объясняется?
1) быстрым вращением Солнца вокруг своей оси
2) делением тяжелых ядер
3) термоядерным синтезом легких ядер
4) химической реакцией горения водорода в кислороде
8. Какие из излучений имеют наибольшую ионизирующую способность?
1) бета-излучение
2) альфа-излучение
3) гамма- излучение
4) все три - одинаковую
9. Какие частицы или излучения имеют наибольшую проникающую способность?
1) альфа- и бета-частицы
2) бета-излучение
3) гамма- излучение
4) альфа-частицы
10. Имеется 109 атомов радиоактивного изотопа йода, период его полураспада 25 мин. Какое примерно количество ядер изотопа испытает радиоактивный распад за 50 мин?
!) 5*108
2) 109
3) 2,5*108
4)7,5*108
11(повторение). Если разность потенциалов между обкладками конденсатора уменьшить в 2 раза, то его электроемкость:
1) увеличится в 2 раза
2) уменьшится в 2 раза
3) не изменится
4) увеличится в 4 раза
12(повторение). Как изменится количество теплоты, выделяющейся на проводнике, если его длину увеличить в 2 раза, а диаметр уменьшить в 2 раза, при неизменной силе тока:
1) увеличится в 8 раз
2) уменьшится в 4 раза
3) увеличится в 4раза
4) уменьшится в 8 раз
Дополнительное задание.
1. Как определить число протонов, содержащихся в 10 г алюминия
Ученик рассказывает ход решения задачи.
Правильные ответы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 |
3 | 4 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 |
2) Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, как вы умеете применять его при решении задач.
Ребята, которые будут сдавать физику в форме ЕГЭ, выполняют его мини-версию, остальные решают самостоятельно задачи по теме. Работа выполняется на листочках, которые после выполнения работы будут сданы учителю на проверку.
Мини-ЕГЭ
А1. Ядро, какого из элементов содержит 10 нейтронов?
А2. Чему равно число электронов в ядре ?
1) 244
2) 122
3) 94
4) 0
А3. Протактиний подвергся двум a- и одному - распадам. Конечным продуктом реакции является:
А4. Период полураспада ядер атомов свинца составляет 3,3ч. Какое утверждение справедливо?
1) за 3,3 часа распадется примерно половина из имеющихся ядер
2) за 3,3 часа распадется в точности половина из имеющихся ядер
3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра
4) каждые 3,3 часа распадется в среднем одно ядро
А5.Укажите, под действием какой частицы протекает ядерная реакция:
1) под действием нейтрона
2) под действием протона
3) под действием ?-частицы
4) под действием ?-кванта
В.Найдите энергию связи (МэВ) между нуклонами для гелия масса ядра mя=4,00260 а.е.м.
Масса покоя протона mp = 1,007276 а.е.м., масса покоя нейтрона mn = 1,008665 а.е.м.
С. Какое количество урана-235 расходуется в сутки на атомной электростанции мощностью 50 МВт? При распаде одного ядра урана выделяется энергия 200 МэВ, КПД электростанции 17%?
Самостоятельная работа
1. Каков состав ядер
2. Имеется 109 атомов радиоактивного изотопа цезия. Период его полураспада 26 лет. Какое количество ядер изотопа останется через 52 года?
3. При облучении ядер бора - 11 протонами образовались ядра бериллия-8. Какие еще ядра получаются в этой реакции. Напишите уравнение ядерной реакции. Сколько энергии выделяется или поглощается в этой реакции?
4. Чему равна электрическая мощность АЭС, имеющей КПД 25%, если она расходует 235г урана-235 в сутки. При делении одного ядра выделяется 3,2*10-11Дж энергии
Проведение самопроверки выполненных заданий.
Правильные ответы:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | В | С | ||
Вариант 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | 27,3 | 0,311 кг | |
Количество баллов | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 2б | 3б | |
Самостоятельная работа | №1 | №2 | №3 | №4 | ||||
p=12 n=13 |
p=9 n=11 |
2,5108 | 8,6 МэВ | 56МВт | ||||
Количество баллов | 1б | 2б | 3б | 4б |
5. Подведение итогов.
Заполнение "Листа самооценки"
Учащиеся подсчитывают количество баллов, которое они набрали за сегодняшний урок.
Анализ полученных результатов:
- от 28 до 32 баллов - "отлично", так держать!
- от 23 до 27 баллов - "хорошо", попробуй еще лучше!
- от 18 до 22 баллов - "удовлетворительно", поднажми немного!
- менее 18 баллов - пока "неудовлетворительно", встретимся на индивидуальном занятии
Учитель видит полученную картину качества усвоения учащимися материала темы "Физика атомного ядра". Последующая проверка выполненных работ, поможет педагогу выявить ошибки, допущенные учениками, наметить при необходимости индивидуальный план по устранению затруднений у учащихся.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ученика (цы) 11 "____" класса ___________________________________
фамилия, имя
№ п/п | Задание | Максимальное количество баллов | Полученное количество баллов |
1 | Знаю формулы "Физика атомного ядра" | 5 | |
2 | Знаю формулы "Электродинамика" | 5 | |
3 | Знаю теорию. Выполнение теста | 12 | |
4 | Умею решать задачи Мини-ЕГЭ/ самостоятельная работа |
10 | |
Итого | 32 |
6. Домашнее задание
Повторить основные положения с. 387-389 учебник В.А.Касьянов "Физика-11"
Тем, кто получил за урок
- "5" - № 1646, 1621 *
- "4" - № 1636,1620 *
- "3" - № 1640,1629 *
- "2" - № 1635,1628 *
*Сборник задач по физике В.П.Демкович, Л.П.Демкович