Цель: детальное рассмотрение Конституции РК.
Класс разбивается на 3 группы.
Оснащение: запись на доске: "Я - гражданин РК", интерактивная доска, высказывания великих людей (прилагаются)
Ход классного часа
1. Слово учителя : Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего классного часа "Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны". Наша основная цель -детальное рассмотрение норм конституции.
"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.
Конституция состоит из 9 разделов:
- Общие положения (ст.1-9)
- Человек и гражданин (ст. 10-39)
- Президент (ст. 40-48)
- Парламент (ст. 49-63)
- Правительство (ст. 64-70)
- Конституционный совет (ст. 71-74)
- Суд и правосудие (ст. 75-84)
- Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)
- Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)
2. Проблемный вопрос:
В каком разделе больше всего статей? Почему?
/Во 2 ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности./
3. У нас на доске есть запись: "Я - гражданин РК", а гражданин -это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие "гражданин" неразрывно связано с понятиями "честь" и "достоинство".
Давайте просмотрим 1 раздел. Конституции "Общие положения" (каждый раздел показывается не более 1 мин на интерактивной доске)
4. А теперь блиц- турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"
Блиц-турнир:
- Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)
- Кто является единственным источником государственной власти? (народ)
- На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)
- Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)
- В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)
- Какой язык является государственным в РК? (казахский)
- Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)
- Назовите авторов гимна РК.(Ж. Нажимеденов, Н. Назарбаев, Ш.Калдаяков)
- Назовите авторов герба РК. (.Ж.Малибеков, Ш. Валиханов)
- Назовите авторов флага РК. (Ш.Ниязбеков)
5. А сейчас посмотрим раздел II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит кюй Курмангазы, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.
6. А сейчас посмотрим раздел III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.
Параметры состязаний:
- логика выступления:
- художественность и деловитость речи
- общение с публикой
- этичность
- схема: тезис - аргумент - иллюстрация.
7. Рассмотрим раздел IV "Парламент".
И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")
Вопросы 1 команде:
- Парламент является высшим представительным органом РК (+)
- Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)
- Парламент состоит из 3-х палат (-)
Вопросы 2 команде:
- Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)
- Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)
- Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.
Вопросы 3 команде:
- Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)
- Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)
- Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.
8. Итак, раунд V и раздел 45. "Правительство"
Игра "Продолжи фразу"
- Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед :. (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом )
- Члены Правительства приносят присягу : (народу и Президенту Казахстана)
- Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу. (по всей территории Республики).
9. Раздел 6 "Конституционный Совет".
Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.
Чем может заниматься член Конституционного Совета?
Необходимо вычеркнуть ненужное.
10. Раздел VII "Суд и правосудие"
Правосудие в РК осуществляется только судом.
Игра "Наши жизненные приоритеты".
Какими приоритетами прежде всего должен обладать судья?
Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет вы определяете его важность в жизни людей.
Итак, какой мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?
Духовные ценности вечны и для всех одинаковы.
11. Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление.". Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).
Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего района.
12. Раздел 9 и игра "Пирамида". В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.
13. Нашу большую игру я хочу закончить стихотворением:
Благодарен будь Отчизне,
Ведь небезмятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.Не смотри на Родину сурово,
Верь в её прекрасный взлет.
Обратись к ней с добрым, нежным словом,
И успех к тебе волнующий придет!Не жди ты чьих-то пламенных призывов,
Вложи в страну дела свои с душой.
И на глазах твоих свершится диво -
Гордиться ты начнешь самим собой!Станет милей тебе страны рассвет
И ты поймешь степи неповторимость.
И навсегда храни ты в сердце солнца свет,
Казахской Родины родительскую близость.
14. Подведение итогов.
Используемая литература.
1. "Конституция Республики Казахстан"
2. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: дебаты на уроках истории и обществознания // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. - Н.Новгород: НГЦ, 2001.
3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.
4. Калинкина Е.Г., Калинкина Н.Н. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии// Интеллектуальная собственность и форы ее реализации. Материалы международной научной конференции. - Нижний Новгород, 1998.