Тип урока: Усвоение новых знаний
Цели:
Предметный уровень.
1. Обучающие.
- Знания – продолжить знакомство с основными видами и особенностями изображения натюрмортов;
- Умения – совершенствовать умения выделять характерные признаки у всех натюрмортов: по форме, цветовой гамме, по тематической направленности, композиции
- Навыки – совершенствовать, расширить технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций из них
2. Развивающие.
- Знания – продолжение работы над представлением о целостной системе мира средствами ИЗО и Мировой художественной культурой(через осуществление межпредметной связи с уроками музыки, литературы); продолжать учиться принимать информацию через разные источники и носители.
- Умения – дальнейшее развитие фантазии, развитие позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру.
- Навыки – совершенствовать уровень развития речи, навыков общения со сверстниками; развитие модальности восприятия(острота восприятия, чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и музыки и т. п.)
- Работа с субъектным опытом – овладение техникой самовыражения различными средствами ИЗО через использование различных сенсорных систем; развитие способности к самовыражению в различных сенсорных “языках” описания действительности.
3. Воспитательные.
- Любовь и любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группе.
Методы: поисковые, проектные
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Технология: проектная, информационная технология
Компетенция: информационная
Оборудование: Медиапроектор, компьютер. Магнитофон.
Раздаточный (дидактический) материал: Альбомы, гуашь, А3, репродукции, клей, цветная бумага, ножницы, 3 конверта, постановочный натюрморт, заготовленные рисунки для аппликации, требования к для правильного составления натюрморта.
Музыкальный ряд: Чайковский П.И.”Вальс цветов”из балета “Щелкунчик”.
Зрительный ряд: презентация о развитии натюрморта в истории искусства.
Цель урока: Научить учащихся с основами композиции и правилами постановки натюрморта.
Задачи урока:
- Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека
- Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы
- Умение словесно выразить настроение, состояние.
Организационный момент
– Здравствуйте, ребята.
– Вы любите рисовать?
– Поднимите руки те, кто когда– либо посещал картинную галерею?
– Отлично, я тоже очень люблю рисовать, люблю живопись
– Вам знакомо имя Пабло Пикассо? Однажды этот великий художник 20 века сказал: “Художник– это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека” (Презентация. слайд 1)
Этап подготовки к усвоению новых знаний
А теперь посмотрите, пожалуйста, на картину русского живописца Архипа Куинджи (слайд 2)
– К какому жанру относится данная картина?
– Что отличает этот жанр от других изобразительных жанров?
(Да, здесь изображена природа, живая природа.)
Как здесь хорошо! Опишите, что вы видите. Учащиеся с интересом описывают все, включая при этом элемент фантазии, например: “Трава…., да она мокрая….” т.д.
– Какие ощущения возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?
Но сегодня мы будем говорить с вами о другом жанре изобразительного искусства.
Затем учитель переходит к доске и предлагает по одному представителю от команды подойти взять фрагмент картины, с магнитом, и на доске составить “пазлы” с картиной. Нужно сложить картину и сказать к какому жанру она относится.
– Что у нас получилось?
– Как называется это изображение?
Правильно – натюрморт.
Обращаясь к вашей практике, я совершенно точно могу сказать, что всегда вы приходите на урок и хотите узнать ответы на вопросы:
– что мы вместе сегодня узнаем
– чему мы сегодня научимся
– и что каждый из нас сегодня сумеет сделать
А на уроке узнать вам предстоит:
– что на самом деле представляет собой жанр живописи – натюрморт?
– еще одному способу групповой творческой деятельности – составлять из разных предметов натюрморты на заданную тему
– каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов
Кто– то из вас уже слышал это слово натюрморт?
Конечно, а вот что оно обозначает?
Правильно, это изображение предметов, овощей, фруктов. Скажите это все живые предметы? Нет.
Этап усвоения нового материала
А вот у меня в руках – это яблоко. Оно живое, одушевленное. Нет. Но, оно настоящее. Потрогайте. А вот другое яблоко– оно не настоящее, как вы догадались. Теперь давайте посмотрим на цветок, вот растет в горшке – он живой? ДА. И показываю картину художника с изображением цветов. А на картине у художника, тоже цветы, но они уже какие? Да, уже не живые.
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи есть своя история и судьба, так же как и у людей.
Одни вещи аристократы – это дорогие, любимые, красивые вещи.
А другие – труженики – это каждодневные наши помощники.
– А как вы понимаете “неодушевленные предметы”?
– А можно ли так на самом деле говорить, что это мертвая природа?
А зачем тогда придумали жанр– натюрморт? Для чего он нужен людям? (слайд 3)
В переводе это слово обозначает:
1) с французского – “мертвая натура”,
2) с голландского – “тихая, недвижная жизнь”,
3) с английского – “безмолвная натура”.
– Мы с вами дальше будем определять, какое из этих определений нам ближе и на наш взгляд больше подходит к определению натюрморта.
И я предлагаю совершить экскурсию по картинной галерее,
А ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым мы будем создавать свои натюрморты.
Итак, мы входим в первый зал:
(слайд 4) Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это произошло тогда, когда после тяжелых боев с испанскими завоевателями, люди острее и тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы.
В их картинах, отразились особое мироощущение, понимание ценности земной жизни, любовное и бережное отношение к миру вещей.
(слайд 5) В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего говорят, не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.
Натюрморты, как и люди, были очень разные.
(слайд 6) В Голландии любили “завтраки”– так называли там натюрморты, В Роттердаме – “кухонный натюрморт”, с изображением внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари. В портовом городе Гааге– рыбные композиции, в университетском городке Лейдене – “ученые” натюрморты.
А, теперь мы проходим во второй зал:
(слайд 7) Здесь нам представлены цветочные натюрморты, очень многие живописцы обращались к этому виду натюрморта. В основе интересах данной теме лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, выращивали самые разнообразные растения. Живописцы не могли равнодушно относится к такой красоте, они объединяли в своих композициях плоды и растения. В натюрморте отражено отношение человека к вещам, а через них – и к окружающему миру вообще. В нем очень важно как расположены предметы в пространстве.
В натюрмортах о цветах было много символов, например: сами цветы – обозначали – символ весны, колосья и фрукты – лето, виноград и овощи – осень, лимоны – зима.
(слайд 8) В следующем зале представлены натюрморты, на которых изображены фрукты, овощи и предметы домашнего обихода.
Каждый элемент натюрморта имел свое значение. Они объединены темой. Композиция, есть главный предмет.
(слайд 9) В последнем зале перед нами натюрморты, связанные с жизнью и деятельностью человека.
Натюрморт – это внимательный взгляд на вещи. Давайте пристальней вглядимся, прислушаемся, о чем нам говорят предметы, погружаясь в него.
Экскурсия подошла к концу.
А так ли просто составить натюрморт?
Натюрморт не может быть составлен из случайных выбранных предметов.
Показываю натюрморт с ошибкой (рассматривается композиция, симметрия, что лишнее по теме, по диагонали ,форма и объем предметов).
Поэт Александр Кушнер написал эти строки: (слайд 10)
Расположение вещей
На плоскости стола,
И преломление лучей, и синий лед стекла.
Сюда– цветы, тюльпан и мак,
Бокал с вином – туда.
Скажи, ты счастлив? – Нет. – А так?
Почти. – А так? – О, да.
А сейчас послушайте мелодию…. Цвет….
(слайд 11) Три картины с натюрмортом разные по цвету (колорит).
Оказывается наше настроение, передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый– грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,– создадут настроение горя, несчастья,
А что помогает каждому художнику в натюрморте показать свое настроение и отношение к предмету? Правильно, цвет.
Возьмите конверт у вас на столе. В нем находятся карточки с критериями для создания натюрморта. Нам нужны только три, 2 карточки лишние.
Отлично, я вижу, что вы готовы к творчеству.
Давайте откроем конверт, в котором лежит ключевой предмет своей будущей композиции. (Тихонько откройте конверт и подумайте, чтоб вы обсудили, как можно изобразить пантомимой данный предмет (в конвертах лежит нарисованный предмет)остальные группы должны определить, что означает эта пантомима.)
По очереди все выходят и показывают. Все другие группы угадывают.
А теперь вам предстоит руководствоваться полученными критериями для создания натюрмортов, где центральное место занимает только что показанный предмет, фрукт, овощ.
(слайд 12) Требования (критерии) для создания натюрмортов:
На сегодняшнем уроке работать будем с аппликацией. Мы попробуем составить натюрморт, применяя требования к нему;
(на партах лежит памятка по натюрморту) и репродукции картин художников.
А затем каждая команда попробует доказать правильность составленного натюрморта
(Выполнение самостоятельной групповой работы.)
Я вывешиваю сразу все три проекта, выходят всей командой.
Итак, вы сейчас эксперты– искусствоведы.
Затем каждый ребенок берет свой жетон и прикрепляет его к любому из вывешенных проектов на доске, тем самым как бы индивидуально анализирует и выставляет оценку правильно выполненной работе (индивидуальная рефлексия).
Этап первичной проверки.
Итак, сегодня мы научились составлять натюрморт.
Вспомните, какие учитываются критерии при составлении натюрморта.
Зачем художники создают натюрморты?
А теперь, вернемся к нашему определению натюрморта в начале урока, и какой же перевод является самым правильным на ваш взгляд? (Беседа с детьми.) (слайд 13)
Итог.
Огромное всем спасибо за работу на уроке.
Задание на дом по желанию.
Я вас благодарю за сегодняшний урок и попрошу вас дома составить для ваших родителей новогодний натюрморт. А началом вашей композиции пусть послужит мой небольшой подарок – это такая елочная игрушка.
До свидания.