Цель: Воспитание у детей чувства любви к малой родине.
Задачи:
- Обобщить знания детей о городе Березники как малой родине детей.
- Развивать у детей интерес и желание рассказывать о ней, передавая в рассказе складывающееся субъективное отношение к окружающему миру.
- Воспитание чувства гордости за свой город, интереса к истории края, уважения к людям труда.
Материал: карта России, Пермского края, города Березники, герб города, выставка книг о Березниках, музыкальное сопровождение, слайды с достопримечательностями города, компьютер, фотографии известных людей, продукция предприятий города, игра “Собери герб города Березники”.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Это наша страна, это наш город, где мы живем, это наш Урал и т. д.)
Правильно, ребята. Родина объединяет всех людей живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники и если это необходимо, защищают Родину от врагов.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется наша Родина?
(Ответы детей.)
– Наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может светить яркое солнце, а в другой идти дождь.
Звучит песня В. Баснера и М. Матусовского “С чего начинается Родина”.
Воспитатель: Послушайте, что написала о Родине Зинаида Александрова. (Дети читают стихотворение.)
Если скажут слово “родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной широкий двор.В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: А сейчас, споем о нашей любимой России
(Песня “Родина” Чичков В.).
– Мы все знаем, что живем в самом лучшем, самом красивом, самом родном городе Березники.
– А кто знает, как появилось такое красивое название у города?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Было на реке Каме несколько островов, и один из них, поросший березами, назывался Березники. Видать, манил он к себе своей красотой, потому что на нем часто останавливались торговые люди и устраивали в тени деревьев веселые ярмарки. А позднее возник здесь Азотно-Туковый комбинат. На строительство комбината приехали строители со всех концов страны. В декабре 1929 года собрались они в старом амбаре, служившем клубом и стали решать, какое название дать новому городу. Одни предлагали – Держинск, другие – Химград, третьи – Верхнекамск или Березовск. Но большинство решили оставить название острова и дать имя городу – Березники.
Воспитатель: И мы с вами согласны с теми первыми строителями, правда?
Воспитатель: Как у каждого большого города у нас есть свой ГЕРБ. Герб города может рассказать о многом: о том, каким трудом занимаются его жители, о природе края. Существует специальная наука, которая изучает гербы городов и стран. Она называется – ГЕРАЛЬДИКА.
Воспитатель: А кто из вас сможет рассказать о гербе нашего города?
(Рассказ ребенка. Показ на карте Пермского края.)
“На традиционном геральдическом щите серебристого цвета проходит из верхнего левого угла по диагонали голубая лента с тремя кристалликами соли на ней. Серебристый цвет символизирует чудо – металлы магний и титан, выпускаемые корпорацией ВСМПО – Ависма.
Голубая лента – красавица Кама, несущая свои воды с северо-запада области.
Три кристаллика соли – символ главного богатства недр края – солей.
В верхнем правом углу – древний герб Пермской губернии – с шагающим медведем и раскрытой книгой. Это эмблема подчеркивает связь времен и поколений, уважение к своей истории.
Образ медведя у древних народов Прикамья отражает силу, добродушие, предусмотрительность. Раскрытая книга – это и древняя библия, и культурные традиции края.
Воспитатель: А сейчас узнаем, кто из вас лучше запомнил, из чего состоит герб города Березники.
Практическая работа:
Игра “Собери герб города Березники”.
(Две команды по три человека.)
Подведение итогов игры.
Воспитатель: Кого из первостроителей города вы знаете?
Дети: Ардуанов, Циренщиков, Сарычев (показ фотографий).
Практическая работа: на карте города показать данные улицы.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем – какие еще улицы есть в нашем городе.
Виртуальная экскурсия по улицам города с использованием компьютера (слайды с достопримечательностями города).
Воспитатель: Первостроители строили не только жилые дома, но и большие заводы, продукция которых очень нужна людям.
– Строить же заводы помогала вся страна. И теперь наши предприятия отправляют свою продукцию в разные уголки страны и за границу (показать на карте).
Воспитатель: Какие крупные промышленные предприятия вы знаете?
Экскурсия – знакомство с экспонатами продукции промышленных предприятий города: (проводят дети).
А) “УРАЛКАЛИЙ”. На калийных рудниках добывают калийную руду, находящуюся глубоко под землей в шахтах.
- А зачем калийная руда?
- Правильно, из нее делают калийные удобрения, которые применяют в сельском хозяйстве.
- А еще на 4-ом калийном заводе есть цех по выпуску пищевой соли. А соль есть в каждом доме, ведь без соли ни одно блюдо не приготовить.
Б) Корпорация ВСМПО – АВИСМА – это титано – магниевый комбинат. Какая главная продукция комбината? – титановая губка. Это самый легкий металл. Из этого металла делают корпуса подводных лодок, ракет и самолетов.
В) Березниковский содовый завод – выпускает белизну, стиральный порошок, “Санитарный”. Эти моющие средства есть у каждой хозяйки.
Итог: молодцы, ребята, из вас получились хорошие экскурсоводы, вы подробно рассказали о наших предприятиях.
Воспитатель: А сейчас узнаем, кто лучше из вас знает свой город. Проведем викторину. За правильный ответ на вопрос каждый получит фишку. А в конце игры сосчитаем, у кого больше фишек – тот получит орден “Умника”. Слушайте внимательно и отвечайте громко.
Викторина.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Назовите самые длинные улицы? (Юбилейная и Пятилетки.)
- Покажите их на карте.
- На какой улице находится наш детский сад?
- Назовите героев ВОВ, наших земляков? (Вера Бирюкова, Владимир Черепанов.)
- Покажите улицы, названные в честь этих героев.
- Назовите мэра нашего города?
- Назовите газеты, рассказывающие о жизни города?
- Какие горы находятся рядом?
- 10. В каком крае расположен наш город?
- Если мы живем в Березниках, то, как нас можно назвать? (Березниковцы, россияне, уральцы, земляки.)
- Что бы ты сделал для своего города, если бы ты был волшебникам?
- Подведение итогов викторины
- Вручение ордена “Умника”.
Воспитатель: Мы все любим свой город. Послушайте, как о нем расскажут поэты.
- Дети
“Березники”
Александр ГорюшкинЭтот город в плену у рябин,
У берез, у тайги непролазной.
Этот город на свете один –
Необычный и своеобразный.Этот город, как детские сны,
Нежным шагом идет по планете,
Потому и улыбкой весны
Показался он мне на рассвете.“Березники – звучит красиво”
Галина ГолеваБерезники – звучит красиво.
Чудесный, милый город мой.
Здесь та же родина, Россия,
Что нам подарена судьбой.По шумным улицам и тихим
Иду – свободна – в праздный час.
И солнца золотые блики
Так сказочно чаруют глаз.“Мои Березники”
Фатих ЯнуповСтройные кварталы далеко шагнули,
Скверы разметались, будто лепестки.
И стоят заводы, словно в карауле,
Охраняя город мой – Березники!Ты мне часто снишься белым теплоходом,
В завтра освещают курс твой маяки.
Будь еще прекрасней с каждым новым годом,
Город вечной юности – Березники!
Спасибо, дети. Надеюсь, что вы много узнали о своем городе и у вас в душе зажглись искорки любви к родным Березникам.
Приложение. Герб города Березники.