Для занятия класс делится на 3 группы. Часть заданий выполняется всей группой, часть заданий ребята выполняют самостоятельно.
Организационный момент
Приветствие.
1. Добрый день уважаемые ребята!
Я предлагаю начать нашу работу. Начнем наше занятие с приветствия.
Ребята, сейчас я произнесу два слова: Всем, всем – ваша задача сказать добрый день. Но сказать вы это должны эмоционально, вкладывая в слова свое настроение, так, чтобы каждый почувствовал, что ему действительно желают доброго дня, попробуем? Итак, ВСЕМ, ВСЕМ – ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
(молодцы!)
2. На сегодняшнем занятии “Путь к успеху”, мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, с какими препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха. Для каждого приготовлена рабочая карта, в которой вы будете отмечать свои действия, и записывать мысли, возникающие по ходу нашего занятия.
Вводная часть (Презентация)
1. Итак, тема нашего исследования – УСПЕХ.
У каждого из вас сформировалось свое мнение, что же такое успех, я предлагаю сейчас выполнить упражнение “Ассоциации” и создать групповое, обобщенное определение слова “Успех”. Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывает ассоциации к слову успех. Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать.
2. Обсуждение.
Обратите внимание, что слова “успех” и “успеваемость” являются однокоренными.
3. Постановка проблемы
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется “Автобусная остановка”. Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем делать похожие вещи.
На каждом столе лежат синие листы. На одном написано “ЗНАТЬ” - какие знания о себе вы хотите сегодня получить, на другом “УМЕТЬ” - какие навыки хотите освоить, на третьем “ИСПЫТАТЬ” - какой новый опыт хотите получить, пережить. Ваша задача записать на листе все, что вы считаете нужным, ничего не критикуя и не обсуждая. Через некоторое время я подам сигнал, и это будет значить, что “пришел автобус” и группам надо ехать на другую остановку, двигаясь по часовой стрелке, а лист остается на Остановке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться, прочитайте, что было сделано до Вас, и напишите что-то свое. Поехали.
Основная часть.
1. Упражнение “Вспомни успех”
Что вы делаете перед началом сложной контрольной работы? Вы думаете о том, что чего-то не знаете? Или вспоминаете, что еще недостаточно подготовились, что сделали не все необходимые упражнения? А кто из вас думает об удачно выполненных контрольных работах? Кто-то вспоминает о своих успехах, о тех случаях, когда он смог добиться хорошего результата?
Я хочу показать вам способ повышения уверенности в себе. Благодаря большему доверию к себе вы сможете лучше концентрировать внимание и настраивать себя на решение сложной задачи.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Я буду обращаться ко всем вам одновременно, при этом все мои слова будут звучать для каждого из вас в отдельности.
Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра. Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей жизни. Это будут ситуации, в которых ты добился успеха и чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном уединении и сконцентрировать все свое внимание на экране. Пусть для тебя окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие именно картины ты увидишь. Может быть, ты увидишь, как впервые получил оценку “отлично”. Или как очень здорово выполнил учебное задание. Может быть, это будет ситуация, в которой ты довел до конца какую-то сложную работу. Или это был твой успех на спортивных соревнованиях... Потрать достаточно времени на то, чтобы внимательно разглядеть свои лучшие достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся тебе картину, перемотать вперед или назад. (1 минута)
Теперь с помощью пульта управления высвети на экране лучший из твоих успехов. Насладись этим мгновением... Обрати внимание, какие ощущения возникают в твоем теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни, как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу и дышать в этом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового успеха.
А теперь вспомни какую-нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться более высокого результата, чем тот, что у тебя получился. Обрати внимание на твои ощущения и чувства в этот раз... (10 секунд)
Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь свою позу успеха и дыши уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его... Это чувство ты сможешь вызывать у себя всякий раз, когда ты этого захочешь: просто прими эту позу и дыши так же, как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои ощущения, используй “закладку”. Для этого соедини большой и указательные пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда захочешь вновь почувствовать себя успешным, и начать дышать так, чтобы все тело звенело от этого чувства...
А теперь можно выключить фильм. Посмотри, как темнеет экран, а в зрительном зале все ярче загорается свет. Потянись и напряги все свои мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой глаза свежим и бодрым.
2. Упражнение “Ромашка успеха”
Не бывает такого, чтобы успех проявился сам по себе. Он обязательно появляется в результате какой-либо деятельности. На доске “Ромашка успеха”. На ее лепестках написаны виды деятельности, в которых можно добиться успеха. Заполни свою “Ромашку”, укажи, в каком виде деятельности ты хочешь добиться успеха.
3. Упражнение “Мысли мудрых”
На каждом столе лежит лист, на котором написано выражение известного человека об успехе и о путях его достижения. В течение 2-х минут обсудите данную фразу. Потом один представитель от каждой группы выскажет свое мнение.
4. Упражнение “Уверенность”
Практика показывает, что успеха в жизни чаще достигают уверенные в себе люди. Сейчас проведем один небольшой эксперимент. Для этого мне нужен один желающий. Проводится упражнение “Рука”. Ведущий надавливает на руку. Что происходит? Сопротивление. Потом упражнение повторяется со словами “Я неудачник, у меня никогда ничего не получается. Я не верю в себя”. После этого участник произносит фразу “Я умница, у меня все получиться, я молодец!” Упражнение повторяется в парах.
5. Работа в группах “Формула успеха”
Завершая наше занятие, я предлагаю вам поработать в группах. Ваше задание создать формулу жизненного успеха и представить ее всем
Заключительная часть.
1.Упражнение “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”.
На стенах нашего класса расположены таблички с надписями “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”. Сейчас я буду зачитывать предложения, а вы должны занять место рядом с той табличкой, которая соответствует вашему мнению.
- Хотели бы вы изменить свой возраст?
- У меня хорошее настроение
- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
- Смогли бы вы жить в одиночестве?
- На занятии мне было интересно
- Лучше быть умным, чем богатым
- Я умею ставить цель и достигать ее
- Есть ли у вас комплексы?
- Я сегодня узнал что-то новое о себе
- Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя.
- Я сначала делаю, а потом думаю
- Успех в жизни зависит от правильного выбора профессии
2. Упражнение “Чемодан”
Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан. (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.) Наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к ожиданиям, которые вы записали. Проанализируйте, что получилось, что нет. Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой. Заполните до конца ваши рабочие карты. Учащимся вручаются памятки (Приложение1, Приложение2) Благодарю всех за работу!
Рабочая карта занятия по психологии “Путь к успеху”
1. Мое настроение в начале занятия |
|
|||||
2. Упражнение “Ассоциации” |
Было легко подбирать ассоциации |
Было сложно подбирать ассоциации |
||||
3. Упражнение “Автобусная остановка” |
знать |
уметь |
испытать |
|||
4. Упражнение “Вспомни успех” |
удалось |
не удалось |
что мешало |
|||
5. Упражнение “Ромашка успеха” |
|
|||||
6. Упражнение “Уверенность” |
удалось |
не удалось |
что мешало |
|||
7. Упражнение “формула успеха” |
||||||
8. Упражнение “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь” |
||||||
9. Упражнение “Чемодан” |
||||||
10. Рефлексия занятия |
Активность 1 2 3 4 5 |
Интерес 1 2 3 4 5 |
Больше всего понравилось упражнение |
Я чувствую себя …
|