Интегрированный урок (математика + география) по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика, География


Цели урока:

  • повторение и закрепление знаний по данной теме;
  • развитие логического мышления, вычислительных навыков;
  • воспитание чувства ответственности за себя и своих товарищей при работе в группах;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование:

  • аудиомагнитофон, компакт-диски;
  • физическая карта Иркутской области;
  • рисунки двух автобусов;
  • два комплекта цветных житонов;
  • маршрутные листы;
  • рисунки и иллюстрации исторического атласа “Иркутская область”; учебников “География Иркутской области” “История земли Иркутской”

План урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Начало путешествия.
  4. Путешествие по городам.
  5. Возвращение в Тайшет.
  6. Подведение итогов.

I. Вступительная беседа.

Иркутская область – замечательный край Восточной Сибири. На территории области своеобразно сочетаются обширные плоскогорья и горы, увенчанные снеговыми шапками, с небольшими участками низменностей, бескрайние просторы сибирской светлохвойной тайги с островами степей, сравнительно короткое, но теплое лето с холодной и продолжительной зимой. На ее просторах находится озеро Байкал – жемчужина Восточной Сибири, краса и гордость сибиряков. Недра области богаты минеральным сырьем. Все это не может не вызывать чувства гордости за свой чудесный край.

У нас сегодня две команды. Одна будет путешествовать на желтом автобусе, а другая на синем. У каждой команды маршрутный лист.

Сегодня мы побываем в городах Иркутской области от Тайшета до Иркутска, которые находятся на участке Московского тракта: Тайшет – Нижнеудинск_- Тулун – Зима – Иркутск.

Свое путешествие мы начинаем с Тайшета потому, что живем в Тайшетском районе, сюда же нам нужно будет вернуться.

Тайшет был основан в 1897 году. Это крупный транспортный узел и центр лесоперерабатывающей промышленности области. Местное значение имеют хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод.

Но прежде чем выехать с места назначения, вы должны правильно посчитать устно, чтобы убедиться в том, что у вас достаточно математических знаний, для того, чтобы преодолеть все препятствия, которые встретятся на пути.

0,6+0,3 0,2+0,01
0,06-0,01 3-0,1
0,4+0,05 0,2+0,7
5-0,2 0,08-0,03
0,14+0,03 0,22+0,04
1,5-0,4 2,3+0,2
2,1+0,6 1,8-0,5
2-1,2 0,04+0,03
0,02+0,05  4-3,4
0,1+0,04  0,05+0,2
1-0,8 3,8-0,3
0,06+0,3 0,37-0,14
0,24-0,11 0,2+0,05
0,3+1,7 1-0,6
4,5-0,2 1,6+0,4

II. Начало путешествия.

Итак, мы в пути. Чтобы вернуться, вам нужно набрать как можно больше житонов. Для этого нужно будет выполнить задания, ожидающие вас во время путешествия. Первый пункт назначения – Нижнеудинск. Вам предстоит выполнить задания для того, чтобы побывать в этом городе.

Карточка №1 - желтый автобус.

Найдите ошибку. Запишите правильное решение:

Карточка №1 – синий автобус

Найдите ошибку. Запишите правильное решение:

Нижнеудинск основан русскими землепроходцами в 1648 году, статус города присвоен в1925 году. Город расположен в живописной долине реки Уды, при пересечении ее железной дорогой и Московским трактом.

Нижнеудинск – крупный железнодорожный узел, один из важных центров деревообрабатывающей промышленности.

Следующий пункт назначения – Тулун. Хотите побывать в этом городе? Тогда нужно выполнить задания.

Карточка №2 - желтый автобус.

Восстановите запись:

2,31+* * * = 6,81

* * * * + 8,94 = 32,34

*,9 * 2 + 4, * 4 * = 5,025

Карточка №2 - синий автобус.

Восстановите запись:

24,56- * * * * = 14,35

* * * +36,7 = 40,2

* 6, * 1 * + * ,0 * 4 = 17,326

Тулун расположен на берегах реки Ии при пересечении ее Восточно - Сибирской железной дорогой и Московским трактом, является центром Тулунского района. Здесь расположен единственный в области стекольный завод, выпускающий оконное стекло и бутылки.

Теперь на нашем пути город Зима. Выполните задания и мы побываем в этом городе.

Карточка №3 – желтый автобус.

Подметьте закономерность и допишите:

6,3…5,9…5,5…*…*…*…*…*…*…*

Карточка №3 – синий автобус.

Подметьте закономерность и допишите:

*…*…*…*…*…*…*…3,4…3,1…2,8

Зима – город и районный центр Зиминского района, находится на левобережье реки Оки, при впадении в нее реки Зимы. Город является крупным лесоперерабатывающим пунктом области и большой железнодорожной станцией Восточно – Сибирской железной дороги. В городе есть маслозавод, хлебозавод, мясокомбинат, из предприятий легкой промышленности – швейная фабрика.

III. Остановка в пути. Физминутка.

Двигательная, для снятия напряжения мышц спины и упражнения для мелкой моторики пальцев.

Итак, наши автобусы въезжают в старинный сибирский город, ныне крупный административный, промышленный, транспортный и культурный центр Иркутской области – Иркутск. В 1686 году Иркутску присваивается статус города. В 1690 году утверждается герб – бабр, несущий в зубах соболя. Бабр олицетворял Сибирь, являясь древним священным животным, а соболь символизировал богатства края.

Карточка №4 – желтый автобус.

Угадайте, на террасах долины какой реки расположен Иркутск?

1

2

3

1

4

1

           
  1. 17,82+24,53
  2. 24,91+71,562
  3. 54,56-27,37
  4. 18,223-12,33
  5. 27,3-9,52
г- 27,19
л-42,27
а- 42,35
м-71,09
н- 96,472
д- 456,098
р-5,893
л – 75,5
о – 65,78
х – 56,87
д -333
е -2,5

Ответ: Ангара.

М. Стож:

Я – царица сверкающих вод,
Я – красавица дикого края,
Мчаться воды мои все вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.

От беспечной улыбки моей
Вся природа глядит веселее,
Ярче блеск золотистых лучей
И лазурь небосвода синее.

Меж холмов и утесистых скал,
То блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Карточка №4 – синий автобус.

Иркутск возник на месте острога. Кто построил его с казаками в 1661 году?

1

2

4

3

7

2

6

             
  1. 7,8+0,631
  2. 23,68-9,91
  3. 151,27-23,8
  4. 94,3+7,28
  5. 94,3-7,28
  6. 123-74,61
  7. 13+1,3
л- 87,02
п- 8,431
к- 84,31
о- 13,77
у-11,58
х- 101,58
 в-10,3
а- 127,47
н- 1,43
б- 14,3
ю- 143

Ответ: Похабов

О постройке Иркутского острога Яков Похабов доносил енисейскому воеводе: “В нынешнем 169(1661) году июля месяца в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государев житный амбар служилые люди рубят, а на амбаре башня..”

IV. Возвращение в Тайшет.

Задания выполнены, можно возвращаться в Тайшет. На обратном пути мы посмотрим, какая группа набрала наибольшее количество житонов.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке математики мы заглянули в мир географии. Вы познакомились с некоторыми городами Иркутской области. И в заключении хочется вспомнить слова

Петра Пежемского:

“Если ты сын России, то не лишним для тебя будет знать дела земляков твоих в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надобно знать еще более, потому что ты родился на той земле, где предки твои, первые русские люди, покорили, очистили и прирастили Сибирь к России, развеяли в ней мрак невежества и внесли христианство. Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал, то знаешь ли, что ты прежде был?”