Цели урока:
- повторение и закрепление знаний по данной теме;
- развитие логического мышления, вычислительных навыков;
- воспитание чувства ответственности за себя и своих товарищей при работе в группах;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование:
- аудиомагнитофон, компакт-диски;
- физическая карта Иркутской области;
- рисунки двух автобусов;
- два комплекта цветных житонов;
- маршрутные листы;
- рисунки и иллюстрации исторического атласа “Иркутская область”; учебников “География Иркутской области” “История земли Иркутской”
План урока:
- Сообщение темы и целей урока.
- Вступительная беседа.
- Начало путешествия.
- Путешествие по городам.
- Возвращение в Тайшет.
- Подведение итогов.
I. Вступительная беседа.
Иркутская область – замечательный край Восточной Сибири. На территории области своеобразно сочетаются обширные плоскогорья и горы, увенчанные снеговыми шапками, с небольшими участками низменностей, бескрайние просторы сибирской светлохвойной тайги с островами степей, сравнительно короткое, но теплое лето с холодной и продолжительной зимой. На ее просторах находится озеро Байкал – жемчужина Восточной Сибири, краса и гордость сибиряков. Недра области богаты минеральным сырьем. Все это не может не вызывать чувства гордости за свой чудесный край.
У нас сегодня две команды. Одна будет путешествовать на желтом автобусе, а другая на синем. У каждой команды маршрутный лист.
Сегодня мы побываем в городах Иркутской области от Тайшета до Иркутска, которые находятся на участке Московского тракта: Тайшет – Нижнеудинск_- Тулун – Зима – Иркутск.
Свое путешествие мы начинаем с Тайшета потому, что живем в Тайшетском районе, сюда же нам нужно будет вернуться.
Тайшет был основан в 1897 году. Это крупный транспортный узел и центр лесоперерабатывающей промышленности области. Местное значение имеют хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод.
Но прежде чем выехать с места назначения, вы должны правильно посчитать устно, чтобы убедиться в том, что у вас достаточно математических знаний, для того, чтобы преодолеть все препятствия, которые встретятся на пути.
0,6+0,3 | 0,2+0,01 |
0,06-0,01 | 3-0,1 |
0,4+0,05 | 0,2+0,7 |
5-0,2 | 0,08-0,03 |
0,14+0,03 | 0,22+0,04 |
1,5-0,4 | 2,3+0,2 |
2,1+0,6 | 1,8-0,5 |
2-1,2 | 0,04+0,03 |
0,02+0,05 | 4-3,4 |
0,1+0,04 | 0,05+0,2 |
1-0,8 | 3,8-0,3 |
0,06+0,3 | 0,37-0,14 |
0,24-0,11 | 0,2+0,05 |
0,3+1,7 | 1-0,6 |
4,5-0,2 | 1,6+0,4 |
II. Начало путешествия.
Итак, мы в пути. Чтобы вернуться, вам нужно набрать как можно больше житонов. Для этого нужно будет выполнить задания, ожидающие вас во время путешествия. Первый пункт назначения – Нижнеудинск. Вам предстоит выполнить задания для того, чтобы побывать в этом городе.
Карточка №1 - желтый автобус.
Найдите ошибку. Запишите правильное решение:
Карточка №1 – синий автобус
Найдите ошибку. Запишите правильное решение:
Нижнеудинск основан русскими землепроходцами в 1648 году, статус города присвоен в1925 году. Город расположен в живописной долине реки Уды, при пересечении ее железной дорогой и Московским трактом.
Нижнеудинск – крупный железнодорожный узел, один из важных центров деревообрабатывающей промышленности.
Следующий пункт назначения – Тулун. Хотите побывать в этом городе? Тогда нужно выполнить задания.
Карточка №2 - желтый автобус.
Восстановите запись:
2,31+* * * = 6,81
* * * * + 8,94 = 32,34
*,9 * 2 + 4, * 4 * = 5,025
Карточка №2 - синий автобус.
Восстановите запись:
24,56- * * * * = 14,35
* * * +36,7 = 40,2
* 6, * 1 * + * ,0 * 4 = 17,326
Тулун расположен на берегах реки Ии при пересечении ее Восточно - Сибирской железной дорогой и Московским трактом, является центром Тулунского района. Здесь расположен единственный в области стекольный завод, выпускающий оконное стекло и бутылки.
Теперь на нашем пути город Зима. Выполните задания и мы побываем в этом городе.
Карточка №3 – желтый автобус.
Подметьте закономерность и допишите:
6,3…5,9…5,5…*…*…*…*…*…*…*
Карточка №3 – синий автобус.
Подметьте закономерность и допишите:
*…*…*…*…*…*…*…3,4…3,1…2,8
Зима – город и районный центр Зиминского района, находится на левобережье реки Оки, при впадении в нее реки Зимы. Город является крупным лесоперерабатывающим пунктом области и большой железнодорожной станцией Восточно – Сибирской железной дороги. В городе есть маслозавод, хлебозавод, мясокомбинат, из предприятий легкой промышленности – швейная фабрика.
III. Остановка в пути. Физминутка.
Двигательная, для снятия напряжения мышц спины и упражнения для мелкой моторики пальцев.
Итак, наши автобусы въезжают в старинный сибирский город, ныне крупный административный, промышленный, транспортный и культурный центр Иркутской области – Иркутск. В 1686 году Иркутску присваивается статус города. В 1690 году утверждается герб – бабр, несущий в зубах соболя. Бабр олицетворял Сибирь, являясь древним священным животным, а соболь символизировал богатства края.
Карточка №4 – желтый автобус.
Угадайте, на террасах долины какой реки расположен Иркутск?
1 |
2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
|
г- 27,19 л-42,27 а- 42,35 м-71,09 н- 96,472 д- 456,098 р-5,893 |
л – 75,5 о – 65,78 х – 56,87 д -333 е -2,5 |
Ответ: Ангара.
М. Стож:
Я – царица сверкающих вод,
Я – красавица дикого края,
Мчаться воды мои все вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.От беспечной улыбки моей
Вся природа глядит веселее,
Ярче блеск золотистых лучей
И лазурь небосвода синее.Меж холмов и утесистых скал,
То блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.
Карточка №4 – синий автобус.
Иркутск возник на месте острога. Кто построил его с казаками в 1661 году?
1 |
2 |
4 |
3 |
7 |
2 |
6 |
|
л- 87,02 п- 8,431 к- 84,31 о- 13,77 у-11,58 х- 101,58 в-10,3 |
а- 127,47 н- 1,43 б- 14,3 ю- 143 |
Ответ: Похабов
О постройке Иркутского острога Яков Похабов доносил енисейскому воеводе: “В нынешнем 169(1661) году июля месяца в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государев житный амбар служилые люди рубят, а на амбаре башня..”
IV. Возвращение в Тайшет.
Задания выполнены, можно возвращаться в Тайшет. На обратном пути мы посмотрим, какая группа набрала наибольшее количество житонов.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке математики мы заглянули в мир географии. Вы познакомились с некоторыми городами Иркутской области. И в заключении хочется вспомнить слова
Петра Пежемского:
“Если ты сын России, то не лишним для тебя будет знать дела земляков твоих в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надобно знать еще более, потому что ты родился на той земле, где предки твои, первые русские люди, покорили, очистили и прирастили Сибирь к России, развеяли в ней мрак невежества и внесли христианство. Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал, то знаешь ли, что ты прежде был?”