С начала 90х годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Линия на воспроизведение материала все больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения. Место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность, появилась возможность свободного выбора школой, учителем того учебника, той программы или той образовательной системы, которая их более устраивает.
Наш педагогический коллектив начальной школы перешел на обучение по образовательной системе “Школа 2100” 9 лет назад. Присматривая, приглядываясь, изучая, остановили выбор именно на этой программе. Приоритет отдается формированию у ученика целостного образа мира. Особое достоинство у этой программы- непрерывное и целостное образование.
27.11.09 я была на семинаре в детском саду “Радуга”, с которым нас связывает давняя дружба. Этот коллектив второй год работает по образовательной системе “Школа 2100”-детский сад. Совета о переходе и заказе учебников они спрашивали у нас. Отработав систему в начальной школе, на выпуске мы коллегиально приняли решение: не прерывать единую линию и продолжить преподавание отдельных предметов по Бунеевской программе. Это решение было принято 2,5 года назад. Мы были бы рады внедрить полностью систему, но возникла проблема в снабжении учебниками.
Программа соответствует основным принципам государственной политики в области образования, изложенном в Законе РФ “Об образовании”.
Говоря о достоинствах непрерывного образования, хочу напомнить принцип систематичности. Совершенно ненормально, когда учебный процесс распадается на плохо прилаженные друг к другу куски. Вспомните недавние времена, а в каких то школах это реальность – когда на педагогических консилиумах, семинарах по адаптации 5- классников, мы рассматривали вопросы мелкие и глубоко содержательные, констатируя расхождения в программах начальной и основной школы. Особенно это касалось русского языка и математики. Морфемы и их названия, синтаксический разбор предложений. Начальная школа учит, а мы переучиваем, так как вопросы экзаменационных билетов не учитывали обучение в начальной школе. Вопросы рассматривались, а проблемы оставались на том же уровне. А что делать? Программа начальной школы требует от учителей начальной школы одного подхода, а мы ориентировались на свои программы и осуществляли свои подходы.
С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. В частности, начальная школа – не подготовка в будущем к настоящей школе, а ее органическая часть. С другой стороны, школьное образование должно едино и последовательно вытекать из дошкольного и перетекать в высшее. Принцип систематичности заложен в программе “Школа 2100”.
В этой программе реализуется технология проблемного диалога. Эта технология универсальна и применима на любом предметном содержании и любой ступени.
Проблемные методы изучения – это постановка проблемы и поиск решения.
Эти методы освоили учителя основной школы, работающие по образовательной системе “Школа 2100” Тумановская Т.А., Чугуевская С.Г., Помулева С.Д., Буренина Л.К., Колпикова Е.Н. Учителя начальной школы активно и заинтересованно изучили их, провели исследование, организовали творческую площадку и сотрудничают с коллегами из гимназии №2, несколько ранее с коллегами из школы №1. В прошлом учебном году мы говорили с вами о методическом обеспечении программы и отметили, что учебный процесс обеспечен учебниками, рабочими тетрадями, тетрадями для контрольных и самостоятельных работ, орфографическими тетрадями, комплектами наглядных пособий. Учителя обеспечены методическими рекомендациями по этим предметам.
Журнал “Начальная школа – до и после” - советчик и помощник в работе педагогов.
Успеваемость и качество знаний учащихся начальной школы имеет положительную динамику.
Основная школа продолжает линию начальной. На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогового обучения. Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию: учитель создает проблемную ситуацию и организует выход из нее одним из трех способов –
- учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
- ученики осознали проблему и формируют проблему;
- учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Особое значение в программе по русскому языку уделяется слову, красоте, выразительности и эстетическим возможностям русской речи. На всех этапах изучения языка и в текстах просматривается гордость русского человека за владение им языком, отражающим духовно – нравственный опыт народа. Для чтения и анализа предлагаются художественные тексты из курса литературы и общая стратегия чтения и понимания. Это подтверждает линию непрерывного образования. Мне нравится работать с учебно-методическим комплектом по русскому языку и литературе. Творческие задания, дифференцированная подача материала, интересные тексты, игровые задания, познавательная и развивающая информация.
Основная школа обеспечена комплектом образовательной программы Школа 2100 – продолжением непрерывных авторских курсов.
- Учебники по русскому языку 5-9 класс, 5-8 класс авторы Бунеев, Бунеева, Л.Ю. Комисарова., 9 класс авторы Бунеевы, Е.С. Барова, Комисарова, Текучева.
- Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ.
- Сборник диктантов для 5-7 класс автор Е.С. Борова.
- Краткий справочник по русскому языку для школьников 5-9 класса, автор Комисарова, Текучева.
В основе подачи материала по русскому языку принцип первоначального усвоения обобщенных единиц. Базовые знания обобщаются, систематизируются и выводятся на новый уровень.
Работа с учениками по данной программе заставляет и меня мыслить по- новому. Сочинения ребят – это целые мини-исследования. Словарные, графические, свободные диктанты выполняются с хорошим качеством. В декабре 2008 года проверочная работа и контрольный диктант выполнены со 100% успеваемостью.
Вид работы |
% успеваемости |
% качества |
Словарный диктант |
100 |
76 |
Проверочная работа |
100 |
48 |
Контрольный диктант |
100 |
43 |
Программа по литературе является продолжением программы для начальной школы “Чтение и начальное литературное образование”. Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Учебники по литературе: авторы Бунеев Ф.Н., Е.В. Бунеева “Шаг за горизонт”, 5 класс; “Год после детства” 6 класс; “Путь к станции Я” 7 класс; “Дом без стен” 8 класс. История твоей литературы 9 класс, автор Бунеев, Бунеева, О.В. Чиндилова. Имеются методические рекомендации по литературе для 5-8 класса
По данной программе работаем я и Тумановская Т.А. В начале 5 класса, приступив к изучению литературы с с Жюля Верна, А.Дюма, Стивенсона и Эдгара По, я затосковала по русским народным сказкам, загадкам и пословицам. Затосковали и родители. “Где же привычные стихи Пушкина А.С.?” – спрашивали они. Но когда они вместе с ребятами размышляли о законах чести, раскрывали шифры и искали клады взрослели с героями Катаева и Марка Твена, мечтали о прекрасном и неведомом – вот тогда пришло понимание: как необычно, романтично и умно. Когда в прошлом учебном году мы оказались в трудной ситуации: работать хочется, а учебники не включены в федеральный перечень учебников и закупить их невозможно, запереживала Т.А. Тумановская. Но она нашла выход: подходы и темы образовательной программы Школа 2100 она осуществляет и включает в программу Коровина. Я же оказалась в лучшем положении: 5, 6 классы мы доучиваемся, а в следующем учебном году учебники будут заказаны, т.к. они вновь появились в федеральном перечне. Чье упущение? Какого влиятельного лица? Кто пропустил или, наоборот, не пропустил?
Учителю-словеснику необходимо освоить технологию формирования правильного типа читательской деятельности, что позволяет обеспечить преемственность в развитии детей и сохранить привычную для них структуру и атмосферу урока. Данная технология предполагает три этапа работы с текстом:
- работа с текстом до чтения;
- работа с текстом во время чтения;
- работа с текстом после чтения.
Диалог с автором и комментированное чтение – это прием работы, заявленные в технологии как основные.
И вновь работа над словом. Как я уже отмечала, программа предлагает интеграцию материала, интеграцию учебных предметов.
Очень жаль, что пока мы не можем выделить в учебном плане часы на риторику, так необходимую ребятам и входящую в образовательную систему 2100.
В 5-6 классе ребята изучают историю по программе Колпакова, Пономарева, Рогожкина, Тырина, что соответствует образовательной программе Школа 2100.
В пятом классе изучали предмет биология по учебнику “Земля и люди” авт. Роутиана, Вахрушева, Еськова. Это интегрированный курс: 2я половина 34 часа – посвящена истории открытия Земли людьми и изобретение карты. Это программа по географии. В 6 классе учитель биологии Буренина Л.К. работает по программе Плешакова, Сонина, включает материал из программы “Биология. Разнообразие организмов: доядерные, растения, грибы, лешайники”, к сожелению, не обеспеченного учебниками. Программа построена на сравнительном методе. Этот метод применяет Людвига Казимировна, продолжая линию “Образовательная программа Школа 2100”. Преподавание физики ведется с пятого класса учитель Гордеева О.А. (а начала работу Герак А.А.) работает по программе Гуревича.
Особый разговор о математике. Образовательная система Школа 2100 до сего времени не имела своей программы по математике и работала по Образовательной программе 2000 авт. Петерсон. Математика основана на деятельностном методе. Еще Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть. Значит, ориентируясь на формировании деятельностных способностей, новая технология должна обеспечивать каждому учащемуся системный тренинг всех видов деятельности.
Для планирования уроков и их проведения предлагается структура технологии деятельного подхода в упрощенном варианте. Так, структура уроков введения нового знания в 1-6 классе имеет следующий вид:
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (постановка проблемы).
- Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). Это шаги 5-6.
Сегодня на уроке Е.Н. Колпиковой в 6 А классе вы видели эти шаги.
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на этой основе – выдвижение и проверка или гипотез. Учитель организует коллективную деятельность в форме подводящего диалога, побуждающего диалога и т.д. Новый способ действий фиксируется в речи и знаково. В завершение устанавливается, что проблема урока разрешена.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности на уроке и обсуждение целей последующей деятельности.
Мы с вами посмотрели только фрагмент урока. Надеюсь, вы проследили за каждым шагом учителя и учеников.
Как я уже говорила выше, до сего времени у “Образовательной системы “Школа 2100” не было своей математики. Теперь программа есть, авторы этой программы С.А. Козлова, А.Г. Рубин. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения.
“Образовательная система “Школа 2100” - перспективная образовательная модель. Работа учителя направляется умелыми руководителями, авторами программ, учебников. Курсы повышения квалификации организуются. Ближайшие курсы в марте. Жаль только, что Москва далеко, встретиться с разработками программы практически невозможно. Но можно выйти на сайты http://www.school2100.ru и прочитать информацию о работе или задать вопрос, направив письмо на электронный адрес: e-mail:ume@school2100.ru