Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
- образовательные: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, отрабатывать навыки выразительного чтения, пополнять словарный запас учащихся.
- развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
- воспитательная: способствовать эстетическому воспитанию.
Средства обучения: мультимедийная установка, аккордеон, учебник.
План урока:
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
1. Прослушивание музыкального произведения “Зима - Ларго” из цикла “Времена года” Антонио Вивальди. (используется ноутбук)
- Ребята, что вы представляете, слушая эту музыку?
-Посмотрите на экран, (на слайдах картины зимней природы)
-Слушая это произведение, представляешь себе ясный, морозный день, когда все вокруг покрыто белоснежно-голубым нарядом. Под ногами вкусно хрустит снежок, блестят и переливаются яркими бриллиантами снежные шапки на елях. Когда легко дышится, а на душе радостно и спокойно… Хорошо в такой морозный денек у теплого домашнего очага. А в окне – как на картине художника: прекрасная зимняя природа!
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина “Поет зама, аукает…”. (слайд: портрет Есенина)
-А какое стихотворение С.А.Есенина было первым напечатано в детском журнале “Мирок” в 1914 году? Правильно “Береза”. Кто сможет нам его прочесть? (два ученика по желанию читают стихотворение) (слайд: Берёза)
-подходит ли оно по тематике к нашему уроку, докажите.
III. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о зиме русских поэтов. Фамилию поэта вы узнаете, разгадав кроссворд (на слайде)
Дети сами заполняют буквы в клеточках.
- Русский поэт, любивший слушать нянины сказки.
- Автор строк “Белая береза под моим окном”.
- Советский поэт, написавший произведение “Дядя Степа”.
- Великий баснописец.
- Автор сказки “Аленький цветочек”.
- детский писатель, написавший серию рассказов о ребятах (“Огурцы”).
- Поэтесса, написавшая цикл стихов о мальчике Вовочке.
- Этот поэт написал “У меня зазвонил телефон”.
-А теперь прочитайте фамилию автора, (на слайде портрет Н.А.Некрасова).
-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова “Мороз – Красный нос”. Он называется “Мороз – воевода”. Так его называл сам поэт. (слайды)
IV. Словарная работа. (слайды)
Воевода – предводитель войска в старое время на Руси.
Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубинки.
V. Чтение стихотворения учителем наизусть. Первичное усвоение знаний.
-Какое настроение вызывает это стихотворение? Каким вы представляете себе мороза? Почему автор называет Мороза – воеводой? Удачно ли это сравнение?
VI. Физ.минутка – игра “Деду Морозу улыбнёмся”
Учитель играет на аккордеоне. Дети поют песню и выполняют движения.
Мы сейчас пойдём направо 1,2,3.
А теперь пойдём налево 1,2,3.
Мы на месте повернёмся 1,2,3.
Деду Морозу улыбнемся 1,2,3.Мы похлопаем руками 1,2,3.
И потопаем ногами 1,2,3.
Мы на месте повернёмся 1,2,3.
Деду Морозу улыбнемся 1,2,3.
VII. Работа над стихотворением. Первичное закрепление знаний.
1) –Прочитайте стихотворение про себя, найдите в тексте слова или выражения, которые вам не понятны. (словарная работа).
2)-Перечитайте стихотворение вполголоса и подумайте, на какие две части его можно разделить?
Первая часть – “Шествие Мороза”, вторая часть – “Песня Мороза”
3) работа над выразительностью чтения.
а) Как надо читать каждую из этих частей?
(первую – неторопливо, бодро; вторую – гордо, несколько хвастливо).
б) Прочитай выразительно хвастливую песенку так. Чтобы твои друзья ощутили его силу и власть.
4) – В стихотворении Мороз – воевода предстает перед нами шумным, хозяйственным. Подтвердите каждую характеристику поэтическим текстом. А какой он еще?
5) – Прочитайте стихотворение еще раз. Расскажите, как Мороз движется по своему сказочному царству. Найдите стихотворные строки, которые передают это шествие.
6) – Как покоряется Морозу природа? О каких “ледяных мостах” говорится в песенке? Какие картины представляются, когда читаешь эти строки:
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
VIII. Прослушивание отрывка из поэмы “Мороз - Красный нос” в исполнении мастера художественного чтения (на диске).
IX. Домашнее задание.
Выучить наизусть по выбору 1 или 2 часть, а кто желает может выучить весь отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Мороз –воевода”.
X. Итог урока. Рефлексия.
С творчеством, какого писателя познакомились на уроке? Понравился вам урок? Как вы себя на нем чувствовали?
- Ребята, кого заинтересовало творчество Н.А.Некрасова, вы можете обратиться к книгам, которые сегодня представлены у нас на выставке и прочитать много других его стихов.
-Послушайте оценки за урок.(комментирование каждой оценки)
- спасибо всем за сотрудничество на уроке.