Литературное чтение в 3-м классе по теме "Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

  1. образовательные: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, отрабатывать навыки выразительного чтения, пополнять словарный запас учащихся.
  2. развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
  3. воспитательная: способствовать эстетическому воспитанию.

Средства обучения: мультимедийная установка, аккордеон, учебник.

План урока:

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание музыкального произведения “Зима - Ларго” из цикла “Времена года” Антонио Вивальди. (используется ноутбук)

- Ребята, что вы представляете, слушая эту музыку?

-Посмотрите на экран, (на слайдах картины зимней природы)

-Слушая это произведение, представляешь себе ясный, морозный день, когда все вокруг покрыто белоснежно-голубым нарядом. Под ногами вкусно хрустит снежок, блестят и переливаются яркими бриллиантами снежные шапки на елях. Когда легко дышится, а на душе радостно и спокойно… Хорошо в такой морозный денек у теплого домашнего очага. А в окне – как на картине художника: прекрасная зимняя природа!

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина “Поет зама, аукает…”. (слайд: портрет Есенина)

-А какое стихотворение С.А.Есенина было первым напечатано в детском журнале “Мирок” в 1914 году? Правильно “Береза”. Кто сможет нам его прочесть? (два ученика по желанию читают стихотворение) (слайд: Берёза)

-подходит ли оно по тематике к нашему уроку, докажите.

III. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о зиме русских поэтов. Фамилию поэта вы узнаете, разгадав кроссворд (на слайде)

Дети сами заполняют буквы в клеточках.

 

  1. Русский поэт, любивший слушать нянины сказки.
  2. Автор строк “Белая береза под моим окном”.
  3. Советский поэт, написавший произведение “Дядя Степа”.
  4. Великий баснописец.
  5. Автор сказки “Аленький цветочек”.
  6. детский писатель, написавший серию рассказов о ребятах (“Огурцы”).
  7. Поэтесса, написавшая цикл стихов о мальчике Вовочке.
  8. Этот поэт написал “У меня зазвонил телефон”.

-А теперь прочитайте фамилию автора, (на слайде портрет Н.А.Некрасова).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова “Мороз – Красный нос”. Он называется “Мороз – воевода”. Так его называл сам поэт. (слайды)

IV. Словарная работа. (слайды)

Воевода – предводитель войска в старое время на Руси.

Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубинки.

V. Чтение стихотворения учителем наизусть. Первичное усвоение знаний.

-Какое настроение вызывает это стихотворение? Каким вы представляете себе мороза? Почему автор называет Мороза – воеводой? Удачно ли это сравнение?

VI. Физ.минутка – игра “Деду Морозу улыбнёмся”

Учитель играет на аккордеоне. Дети поют песню и выполняют движения.

Мы сейчас пойдём направо 1,2,3.
А теперь пойдём налево 1,2,3.
Мы на месте повернёмся 1,2,3.
Деду Морозу улыбнемся 1,2,3.

Мы похлопаем руками 1,2,3.
И потопаем ногами 1,2,3.
Мы на месте повернёмся 1,2,3.
Деду Морозу улыбнемся 1,2,3.

VII. Работа над стихотворением. Первичное закрепление знаний.

1) –Прочитайте стихотворение про себя, найдите в тексте слова или выражения, которые вам не понятны. (словарная работа).

2)-Перечитайте стихотворение вполголоса и подумайте, на какие две части его можно разделить?

Первая часть – “Шествие Мороза”, вторая часть – “Песня Мороза”

3) работа над выразительностью чтения.

а) Как надо читать каждую из этих частей?

(первую – неторопливо, бодро; вторую – гордо, несколько хвастливо).

б) Прочитай выразительно хвастливую песенку так. Чтобы твои друзья ощутили его силу и власть.

4) – В стихотворении Мороз – воевода предстает перед нами шумным, хозяйственным. Подтвердите каждую характеристику поэтическим текстом. А какой он еще?

5) – Прочитайте стихотворение еще раз. Расскажите, как Мороз движется по своему сказочному царству. Найдите стихотворные строки, которые передают это шествие.

6) – Как покоряется Морозу природа? О каких “ледяных мостах” говорится в песенке? Какие картины представляются, когда читаешь эти строки:

Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…

VIII. Прослушивание отрывка из поэмы “Мороз - Красный нос” в исполнении мастера художественного чтения (на диске).

IX. Домашнее задание.

Выучить наизусть по выбору 1 или 2 часть, а кто желает может выучить весь отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Мороз –воевода”.

X. Итог урока. Рефлексия.

С творчеством, какого писателя познакомились на уроке? Понравился вам урок? Как вы себя на нем чувствовали?

- Ребята, кого заинтересовало творчество Н.А.Некрасова, вы можете обратиться к книгам, которые сегодня представлены у нас на выставке и прочитать много других его стихов.

-Послушайте оценки за урок.(комментирование каждой оценки)

- спасибо всем за сотрудничество на уроке.