Урок по истории "Восстановление экономики"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • охарактеризовать состояние советской экономики после войны,
  • проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы;
  • выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития,
  • проследить ход восстановления промышленности сельского хозяйства,
  • определите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.

Тип – урока: урок – исследование.

Ход урока.

Знакомство с целями урока и планом.

План.

  1. Экономика СССР после войны.
  2. Экономические дискуссии 1945 – 1946гг.
  3. Развитие промышленности.
  4. Сельское хозяйство.

1. Экономика СССР после войны.

Прочитав п. 1 и просмотрев Слайд №1, ответьте на вопросы:

  1. Каковы людские потери?
  2. Оцените состояние сельского хозяйства.
  3. Когда страна приступила к восстановлению сельского хозяйства?
  4. Какая задача встала после окончания войны?

Слайд №1

2. Экономические дискуссии 1945-1946гг.

В сентябре 1945 года сумма прямых потерь, причинённых войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 году.

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в 1946 году. В августе 1945 года правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвёртого пятилетнего плана. Началось обсуждение проекта.

Задание: класс делится на две группы: первая представляет позиции Вознесенского, вторя – Сталина.

Вознесенский

Сталин

  •  смягчить нажим в управлении экономикой;

  • реорганизация колхозов;
  • новый проект Конституции СССР; Слайд№2
  •  предоставление больших прав регионам и наркоматам.
  • преимущественное развитие тяжёлой промышленности;

  • ускорение процесса преобразования сельского хозяйства.

Т.е. взять курс на завершение строительства социализма и построение коммунизма.

На практике – возврат к довоенной модели свехцентрализации в планировании и управлении экономикой. Слайд №3

Вывод: в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 года о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма

Работа с документом.

Из речи И.В.Сталина на собрании избирателей г. Москвы 9 февраля 1946 года.

Основные задачи нового пятилетнего плана состоит в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.

  1. Со всеми ли приведёнными положениями вы согласны? Почему?
  2. К началу 50–х годов промышленность и сельское хозяйство СССР оказалось в катастрофическом положении. В тот же время официальная пропаганда упорно твердила о колоссальных успехах в развитии экономики страны. Чем можно объяснить сложившееся к этому времени положение дел

3. Развитие промышленности.

Возрождение промышленности проходило в очень тяжёлых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от труда в военное время.

Задание. Выписать в тетрадь доходы советских граждан и стоимость жизни в послевоенные годы. Слайд №4

Восстановление проходило в условиях резкого усиления перемещения населения, вызванного демобилизацией армии, репатриацией советских граждан.

Словарь. Репатриация – возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещенных лиц.

Задание. Прочитать п. 2 стр. 251 и ответить на вопросы.

- Где и как использовались научно – технические разработки?

- Назовите приоритеты отрасли промышленности.

- Перечислите итоги четвёртой пятилетки.

- Выясните и назовите факторы, позволившие успешно выполнить задачи пятилетки.

- Сделайте вывод о восстановлении и развитии промышленности в послевоенные годы.

Распределите капиталовложения в промышленность СССР в 1945-1950 гг.

4. Сельское хозяйство.

Ослабленным вышло из войны и сельское хозяйство. Государство, покупая по твёрдым ценам сельскохозяйственную продукцию, компенсировало колхозникам лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть – зерна, двадцатую – мяса.

Колхозники практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство.

Задание. Каковы источники восстановления народного хозяйства в СССР. Слайд №5

Работа с документом.

Из информации спецслужб в ЦК ВКП(б) о положении дел в Молдавии в 1947г.

Основной причиной высокой смертности является дистрофия. Крестьяне большинства районов Молдавии употребляют в пищу различные недоброкачественные суррогаты, а также трупы павших животных. За последнее время имеются случаи людоедства…

  1. Чем вы можете объяснить такое положение дел в сельской местности после окончания войны?
  2. какие меры необходимо было, по-вашему, предпринять властям для исправления ситуации?

5. Задание. Прочитав п. 4 стр.251 ответьте на вопросы.

- Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства после войны?

- Что ещё больше ухудшило состояние сельского хозяйства?

- Выпишите установки Сталина на развитие сельского хозяйства, сформулированные в работе “Экономические проблемы социализма в СССР” от 1936 года.

- Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?

Прочитав документ, ответьте на вопросы.

  1. Каковы итоги восстановления сельского хозяйства после войны?
  2. Сделайте оценочный вывод.

Засуха 1945 г. охватила почти все зерновые области страны – Украину, Молдавию, правобережье Нижней и Средней Волги, Ростовскую область, Центрально – Чернозёмную зону. Её влияние в несколько меньших размерах ощутимо сказалась и во многих областях Нечерноземья, особенно в его южных частях, Восточной Сибири. По силе и масштабам охвата территории засуха 1946 г. была больше, чем в 1921г, и напомнила засуху 1891 г. Во многих районах дождей не было 60-70 дней подряд.

Советский Союз, несмотря на продовольственные трудности в стране, оказал большую помощь Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии. В Польшу было отправлено 900 тыс. т зерна, в Чехословакию – 600 тыс.т зерна.6 апреля 1946г. министр внешней торговли СССР А.И.Микоян подписал соглашение о поставке Франции 500 тыс.т. зерна в течении апреля-июня 1946г. В сообщении о соглашении указывалось, что Советское правительство, “учитывая тяжёлое продовольственное положение во Франции и просьбу Французского правительства, решило пойти навстречу Франции как своему союзнику.

6. Подведение итогов урока. Слайд №7, 8

- Что нового узнали на уроке?

- Как проходило восстановление промышленности?

- Как восстанавливалось сельское хозяйство?

7. Рефлексия.

  1. Ответьте на вопросы по прошедшему уроку:
  2. Получили ли Вы новые знания в результате урока? ___________________________
  3. Удовлетворены ли Вы полученными знаниями? _______________________________
  4. Какие трудности Вы испытывали при работе с документом? _______________________
  5. Как Вы оцениваете свою работу на уроке? ____________________________________
  6. Какие проблемы и вопросы по теме остались неразрешёнными? ______________________

8. Д/З

“3” стр. 249-251

“4” п. 35, словарные слова

“5” п.35 эссе на тему “Цена восстановления: подвиг народа”