Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5–6-х классов "Конкурс веселых и находчивых юных математиков"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель игры:

  • повышение познавательной активности обучающихся;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.

Подготовительный этап.

Учащиеся класса делятся на две команды по 5-6 человек.

Каждая команда заранее готовит:

  • название, эмблему, девиз;
  • приветствие;
  • номер художественной самодеятельности.

Ведущими и членами жюри (три человека) могут быть старшеклассники.

Ход игры

1. Приветствие команд.

Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаем всех девчонок и мальчишек на "Конкурс веселых и находчивых юных математиков". Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность. Итак, справа от нас команда (все вместе говорят: "Ракета"), а слева команда (все вместе говорят: "Спутник"). Это наши лучшие математики, которые никогда не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно. Познакомьтесь с судейской коллегией (представление жюри).

Командам приготовится к приветствиям.

Приветствие команды "Спутник":

Мы приветствуем команду "Ракета",
Желаем полететь на другую планету,
Захватить храбрость и смелость.
А еще желаем, друзья,
Быть впереди всегда!
Защищать свою славу и честь
И уметь эту славу беречь!

Приветствие команды "Ракета":

А вам, наш "Спутник" дорогой
Желаем мы от всей души,
Чтоб ваши результаты
Все были хороши !
Чтоб вы не знали сегодня усталости
И всем доставляли много радости!

(Слова выделенные курсивом участники команду произносят хором.)

2. Разминка.

1). Игра "Угадывание дня рождения".

Ведущий. Я могу узнать, когда кто из вас родился. Каждый, конечно, захочет, чтобы угадали его день рождения. Ребята, я угадаю день рождения каждого из вас, если вы правильно выполните все мои задания.

Итак, запишите день своего рождения, умножьте это число на 2, к полученному числу припишите ноль, к результату прибавьте 73.

Полученное число умножьте на 5 и прибавьте номер месяца, в котором вы родились. Назовите полученный ответ, а я назову день и месяц вашего рождения.

(Чтобы узнать день рождения, из полученного результата надо вычесть 365.

В полученном числе первые две цифры выражают день рождения, а другие две- месяц. Например, при вычитании получили 1107. Значит, ученик родился 11 июля.)

2). Задача в стихах.

Десять солдат строились в ряд.
Десять солдат шли на парад.
Девять десятых было усатых.
Сколько там было безусых солдат?

(Решается эта задача, затем предлагается вторая ее часть.)

Десять солдат строились в ряд.
Десять солдат шли на парад.
Восемь десятых было носатых.
Сколько там было курносых солдат?

3). Исправьте ошибку- переложите одну из спичек так, чтобы получилось верное равенство:

VI - IV = IX .

3. Конкурс капитанов.

1). Применяя знаки действий и скобки напиши:

а) число 3 четырьмя двойками (2х2-2:2);

б) число 5 четырьмя двойками (2х2 + 2:2).

2). Решите задачу:

а) Самолет расстояние от Москвы до Хабаровска пролетит за 9 часов. А скорому поезду удается преодалеть это расстояние лишь за 9 суток. Во сколько раз быстрее можно добраться от Москвы до Хабаровска на самолете, чем на поезде? (24х9:9=24)

б) В начале 19 века из Санкт- Петербурга в Москву ездили на лошадях.

Путешествие продолжалось восемь суток. В 20-м веке это расстояние на поезде проезжали за 8 часов. Во сколько раз сократилось время поездки?

(24х8:8= 24)

3). Кто быстрей? Сосчитайте, но только быстро!

а) Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках? (50)

б) У двух носорогов 2 рога. Сколько рогов у 100 носорогов? (100)

(Задание под буквой а) предлагаются первой команде, задание под буквой б)- второй команде.)

4. Конкурс команд.

Задания командам:

1). а) выразить в более мелких единицах измерения:

2м 25см =___см,

2ч 25 мин___мин;

б) выразить в более крупных единицах измерения:

325см=____м____см,

325мин=____ч___имн.

2). Сравнить выражения:

а) 31х10+31х7 и 31х10х7;

100- (28+37) и 100- 28 +37;

б) 240: (5х3) и 240:5х3;

200- (47+99) и 200-47-99.

3). Кто быстрей? Устный счет:

а) 24х15 б) 28х15
45х11 63х11
68х21+32х21 73х19+27х19
25х73х4 373+ 129+27
1212:12. 3131:31.

4) Решите задачу:

а) Я задумал число, умножил его на 2, прибавил 15 и получил 45.

Какое число я задумал?

б) Я задумал число, разделил его на 3, вычел 5 и получил 15.

Какое я задумал число?

5). Назовите такие значения букв, при которых верны следующие равенства:

а) а+а=а б) аха=а
в:в=1 схс=1
а+а=а+6 ах2=а+13

6).

а) Назовите два числа, разность которых равна их сумме.

б) Назовите два числа, сумма которых равна их произведению.

5. Домашнее задание.

Команда "Ракета" инсценирует отрывок стихотворения С.Маршака "Веселый счет":

Вот это ноль или ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
"С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!"
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
"Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!"
Ответил ноль: "Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа!"
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Команда "Спутник" - стихотворение М.Борзоковского

Как воздух,
Математика нужна.
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими
Ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг
Как школьником
Мечтал в часы учения
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступления.
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резкованно:
Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углов квадрата!
И воином
Любовь сбережена
К учителю
Далекому, седому.
Как воздух,
Математика нужна
Сегодня
Офицеру молодому!

6. Заключительная часть.

Жюри объявляет итоги конкурса команд, итоги конкурса для болельщиков и подводит окончательный итог "Конкурса веселых и находчивых юных математиков".

Проводиться награждение команд, награждение наиболее активных участников и болельщиков.