План урока:
- Организационный момент - 3 мин.
- Актуализация знаний: фронтальный опрос - 5 мин.
- Изучение нового материала с наглядным изображение по средствам интерактивной доски - 22 мин.
- Закрепление, отработка умений - 10 мин.
- Подведение итогов урока - 3 мин.
- Задание на дом - 2 мин.
Цели урока:
- Обучающие: Познакомить учащихся с одной из важнейших характеристик механического движения - скоростью, а также с понятиями равномерного и неравномерного движения. Ввести единицу измерения скорости. Объяснить какие величины являются векторными, а какие скалярными.
- Развивающие: Развить интерес к физике. Развивать логическое мышление. Формировать умение «видеть» физику в окружающем мире, а также умение выдвигать учебные гипотезы для физических явлений и результатов опытов, учить рефлексировать, развивать речь учащихся.
- Воспитательные: Повышать познавательную деятельность и активность учащихся.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
В самом начале урока следует повторить материал предыдущих уроков. Повторение следует провести в форме фронтального опроса. Это способствует приобретению учащимися навыков выступления перед классом, помогает учащимся восполнить пробелы в знаниях и самостоятельно откорректировать недочеты собственных ответов. Ошибки учащегося следует предложить исправить другому ученику. В результате, учащиеся видят собственные ошибки, учатся анализировать и приходить к верному решению. В завершении фронтального опроса, можно предложить учащимся самостоятельно оценить собственные ответы, анализируя ошибки.
Примерные вопросы для фронтального опроса. (Учитель должен корректировать вопросы с учетом особенностей детей.)
- Что такое траектория?
- Что такое путь?
- Что такое материальная точка?
- Что называется телом отсчета?
- Чем путь отличается от траектории?
- Почему важно указывать относительно какого тела движется рассматриваемое тело?
- Отличается ли форма траектории самолета относительно воздуха и относительно поверхности Земли в безветренную погоду; при наличии бокового ветра?
- Что называется механическим движением?
3. Изучение нового материала.
1. Демонстрация эксперимента.
Изучение нового материала с следует начать с демонстрации опыта. Наглядный эксперимент, показанный на экране, непременно заинтересует каждого. Если ребенку интересно, он готов полностью «погрузиться» в урок. В одной из целей урока написано «развить интерес к физике», это не просто одна из целей это одна из главных целей. Даже в 7 классе они все еще дети, и нам педагогам, следует не забывать об этом. Показать эксперимент красочно, наглядно и доступно для каждого ребенка – вот к чему стремилась я, создавая свой урок.
2. Изучение нового материала.
Проведя эксперимент необходимо учащихся «подтолкнуть» к самостоятельному ответу на вопрос «что такое равномерное движение». После того как определение четко сформулировано, и несколько раз повторено можно продолжать давать детям новую информацию.
Говоря, о движении сам собой, напрашивается вопрос «все ли тела движутся одинаково быстро?» Конечно, нет! С этого момента мы плавно переходим к понятию «скорость». Показываем, что у различных тел скорости различны, и вводим определение скорости при равномерном движении.
Мы уже познакомились с новой физической величиной «скорость». Если есть, физическая величина значит должны существовать и единицы измерения данной величины. Дети уже готовы воспринимать единицы измерения скорости, и более того у них уже появился интерес, азарт и, возможно, даже спор о том в чем же измеряется скорость. Здесь учитель рассеивает все споры и сомнения, сообщает учащимся о единицах измерения скорости. Нелегко учащимся дается перевод единиц измерения скорости из одних в другие, поэтому здесь стоит остановиться и показать детям несколько раз. Данные знания им потребуются на протяжение всей последующей жизни, и если сейчас, в самом начале, прочно «заложить» в их головки что это совсем не сложно, и даже просто, то до окончания школы и во время сдачи экзамена, у учащихся не будет с этим проблем. Далее мы знакомим учащихся с понятием векторных величин.
Далее мы переходим к изучению другой разновидности механического движения. Давая материал детям плавно, понятно и доступно для каждого учащегося.
Продолжая урок необходимо показать ребятам, как из одной формулы выводятся другие. Здесь мы обращаемся к знаниям, полученным раннее при изучении математики. Вспоминаем, как находится делимое, делитель, и дети с легкостью выводят из основной формулы необходимую величину.
4. Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала следует начать с решения задачи. Задача подобрана таким образом, что бы показать детям «физику в повседневной жизни », задача обязательно должна быть основана на событиях повседневной жизни. Ведь каждый из ребят утром идет в школу или едет на маршрутном такси. А разве не интересно рассчитать с какой скоростью вы идете или едете если известно время движения и путь, пройденный от дома до школы. (Конечно, дети будут рассчитывать лишь среднюю скорость, т.к. они еще не знакомы с понятием ускорение и равноускоренное движение, но в дальнейшем, когда данные темы будут изучены можно предложить детям откорректировать свою задачу и прийти к более точным результатам. И различные виды движения объединять в одной задачи для них не будет проблемой.) Решив предложенную задачу, детям дается задание составить дома задачу, основанную на их повседневной жизни и решить ее.
Вторым этапом закрепления нового материала является проверочный тест. Вопросы теста появляются через определенный интервал времени, что дисциплинирует детей, и уже с 7 класса готовит их к тестам ГИА и ЕГЭ, способствует развитию у детей умения быстро выбирать верный ответ и экономить время на простых вопросах (время выставляется учителем в зависимости от особенностей детей). Проведя, тест дети меняются тетрадями и проверяют друг друга (какому ребенку не хочется хоть немного побыть в роли учителя и поставить оценку). Проверив тест и поставив оценки необходимо провести анализ допущенных ошибок и еще раз повторить проблемные вопросы. Необходимо дать ребятам возможность самостоятельно пытаться исправлять допущенные ошибки.
В завершение данного этапа урока можно предложить ребятам поиграть. Игра «Собери ромашку»: ребятам раздаются заранее заготовленные элементы ромашек из которые они самостоятельно собирают и сравнивают их с ромашками получившимися на доске. Как правило ребята играют в эту игру с интересом и это является прекрасным завершением изучения нового материала.
5. Подведение итогов урока.
В завершении урока необходимо еще раз проговорить то что мы сегодня узнали нового. Объявить оценки. И похвалить ребят за хорошую работу.
Таким образом, за урок, вы можете поставить более одной оценки каждому ученику. И с легкостью, в доступной, и интересной для детей форме изучить новый материал.
6. Домашнее задание.
Если вы работаете по учебнику А. В. Перышкин Параграф 14,15; вопросы после параграфа; упражнение 4(1, 4.)
Если вы работаете по учебнику С. В. Громова Параграф 6; вопросы после параграфа; задачи в конце учебника № 11, 16.
Творческое задание: составить и решить задачу основанную на вашей повседневной жизни; составить собственные ромашки и дополнить показанные на уроке.