Пояснительная записка.
Программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с математикой, физикой.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности а так же даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями приведенными в приложении.
Математический аппарат не сложен, так как базируется на общеизвестных расчетах задач, формулах, приведенных в приложении. Расчеты по химическим уравнениям удобнее всего вести с использованием количества вещества (n) –моль. При расчетах молярных масс используются окруженные атомные массы элементов. В приложении обобщен опыт работы учителя Шулепиной В.Д., когда еще не было такого разнообразия печатной дидактической продукции и прошлогодние курсы при МГУ вычисление-Химияпрофессора Бердоносова, которые ею пройдены.
Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.a
Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к химии другим предметам, любознательности, творческих способностей, умений и навыков производить расчеты связанные с химией.
Основные задачи курса:
- Закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области решения типовых расчетных задач.
- Продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности
- Продолжить формирование умения решать расчетные задачи.
- Развивать учебно-коммуникативного умения
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
- Формировать индивидуальные образовательные потребности (выбор профиля обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)
Формы контроля:
Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома. В работе используются взаимно и самоконтроль при помощи образцов решения задач и упражнений, домашние контрольные работы. Попытаться использовать проектные технологии для творчества и самостоятельного изучения более усложненных типов задач для способных детей. Завершение проектов заканчивается презентацией для остальных учащихся.
Ожидаемые результаты:
Полученные знания должны помочь учащимся:
- определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
- научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
- закрепить практические навыки и умения при решении задач;
- выполнять творческие задания;
В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:
- формирующие научную картину мира;
- применение теоретических знаний на практике решения задач;
Умения:
- уметь производить типовые расчеты химических задач указанных в планировании согласно программе для общепринятых учреждений;
- выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.
Содержание курса.
- Введение - 1 час.
- Ознакомление с целями, задачами, …. формулами и литературой.
- Нацеливание на творческие работы, проекты
- Вычисление по химической формуле вещества - 2 часа. Вычисление Mr, M вещества по формуле. Вычисление отношения масс атомов элементов в сложном веществе по его формуле.
- Вычисление по расчетным формулам применяемые
при решении задач - 4 часа.
вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ
вычисление W раствора
вычисление m растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей (в %)
вычисление m растворителя и растворенного вещества для приготовления расчета с его заданной W (в %) - Задачи с использованием понятия “моль” - 3 часа.
n = m/M, n= V/Vm , n= N/ NA - Вычисления по химическим уравнениям – 20 часов:
вычисления по химическим уравнениям m веществ по известному количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате реакции) - 2 часа;
усложненные массовой долей раствора - 2 часа;
вычисление относительной плотности газов (D) по Mr - 2 часа
вычисление объема газа (при н.у) – 2 часа;
вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода – 2 часа;
расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке - 2 часа;
вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей - 2 часа;
вывод простейшей формулы соединений по массовой доле элемента (в %) – 2 часа;
нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его относительной плотности (D) и W элемента (в %) – 2 часа;
определение молекулы вещества по его D и m или объему продуктов сгорания - 2 часа. - Обобщение - 1 час
- Защита проектов - 1 час (1 день)
Предлагаемые темы рефератов
- Решение задач по теме “Электролиз”
- Решение задач по темам “Скорость химической реакции”
- Решение задач по теме “Химическое равновесие.
- Решение задач Термодинамика
- Решение задач с производственным содержанием
- Решение задач экологического содержания
- Решение задач на смеси
- Примеры решение задач усложненных и комбинированных
- Задачи на газовые смеси
- Задачи на металлические пластинки
- Задачи, при решении которых следует составлять алгебраическую систему уравнений
- Экспериментальные задачи
Литература для учащихся
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
- Кузьменко Н.Е. Химия для школьников старших классов и для поступающих в вузы. М. :Дрофа,1999.
- Кузнецова Н.Ф. Задачник 8-9 классы.
- Аликберова Л.Ю. Задачи по химии с экологическим содержанием.
Литература для учителя
- Суровцева, Радецкий, Кузьменко, Хомченко, Ерыгин, Химия в школе и др.
- Каждый учитель сам подбирает соответствующую литературу.