Цели урока:
- познакомить детей с правилом написания слов с сочетанием ЩА;
- обобщать и закреплять знания о звуках и буквах;
- учить детей правильно оформлять на письме предложения;
- развивать наблюдательность, речь;
- воспитывать аккуратность
Ход урока
1. Организационный момент.
У кого из вас есть желание потрудиться сегодня хорошо? Кто будет на уроке активно поднимать руку, отвечать, читать и писать?
2. Постановка темы урока.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно отгадать загадки.
- За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(морковь) - Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я -…(капуста) - Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда:
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто – куда
Круглые ребятки.
(горох) - Я - длинный и зеленый,
Вкусен я соленый.
Вкусен и сырой.
Кто же я такой?
(огурец) - Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидор)
(Предметы-отгадки складываются в корзину. Можно использовать и картинки.)
- В некоторых словах- отгадках выделены буквы. Попробуйте собрать их в одно слово. Вам поможет буква, пройденная на прошлом уроке. Что это за буква? (Щ)
В О О И Щ
Полученное слово - ОВОЩИ.
- У поэта Ю. Тувима есть замечательное стихотворение. Называется оно «Овощи». Это стихотворение вы должны будете научиться выразительно читать. А сейчас послушаем разговор этих овощей.
(Дети открывают «Азбуку» В. Г. Горецкого, стр. 190.)
(Выходят подготовленные дети в масках овощей и читают стихотворение.)
3. Словарная работа.
А теперь проверим, какие вы внимательные.
Посмотрите на наши отгаданные слова. Что вы можете о них сказать? (Они словарные.)
- Что значит «словарные»? (Их написание нужно запомнить.)
- Возьмите свои листочки и найдите задание №1.
Задание №1. Вставь пропущенную букву в слова.
г…рох, п…мидор, м…рковь, к…пуста, …гурец, ов…щи
(Проверка - карточки переворачиваются и дети проверяют ответы: горох, помидор, морковь, капуста, огурец, овощи).
4. Актуализация знаний.
- Какая буква помогла нам составить слово «Овощи»? (Щ)
- Дайте характеристику букве Щ. (Согласный, непарный, глухой, шипящий, всегда мягкий.)
- Сегодня мы будем работать с этой буквой и узнаем секрет ее написания в словах.
5. Минутка чистописания.
(Письмо заглавной и строчной букв Щ.)
6. Работа над новым материалом.
- Какие буквы служат для смягчения согласных звуков? (и, е, ё, ю, я)
- В русском языке есть особенные гласные и особенные согласные буквы.
- В чем особенность согласных букв Ж, Ш, Ц? (Обозначают только твердые звуки.)
- Какую согласную букву вы знаете, которая обозначает только мягкий звук? (Буква Ч.)
- Какая гласная буква пишется после нее: А или Я? Почему? (Буква Я указывает на мягкость согласного звука, а буква Ч обозначает только мягкий звук, поэтому её смягчать не надо, значит всегда пишем после Ч букву А.)
- Мы знаем, что буква Щ тоже всегда мягкая. Какой вывод можно сделать о ее написании с буквами А и Я?
Вывод: ЧА-ЩА- пиши с буквой А!
- Попробуем выполнить задание по поиску слов с нашим правилом.
Задание №2. Найдите в предложениях слова со слогами ЩА, ЧА. Подчеркните их. Красным карандашом обведите букву после букв Щ, Ч. Сосчитай, сколько букв Щ в этих предложениях.
Щи да каша- пища наша.
Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.
Чайки часто пьют чай из чайника.
Физминутка.
(Проводится под музыку песни «Антошка» или «Урожайная».)
7. Работа над предложением.
- Для чего человек ест овощи?
В овощах много витаминов для укрепления нашего здоровья.
Морковка - помогает нам расти и улучшает зрение.
Свекла - улучшает нашу кровь и очищает организм.
Картофель - содержит калий, необходимый нашему сердцу.
- Значит, каким должно быть наше питание? (Богатое витаминами.)
Наши овощи выпали из корзины и рассыпались, также как и слова в предложении, которое нам нужно восстановить
Задание №3. Составь предложение из слов.
овощах В витаминов полезных много
- С какого слова начнем писать предложение? Почему? (С предлога В, потому что это слово написано с заглавной буквы.)
- Поставьте над словами цифры, указывающие на их порядок в предложении.
- Напишите это предложение самостоятельно.
- Найдите слово, в котором присутствует сегодняшнее правило, выделите это правило.
8. Подведение итогов урока.
- Какая буква была сегодня с нами на уроке?
- Дайте ей характеристику.
- Какое правило связано с этой буквой?
9. Закрепление знаний.
- Проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.
Задание №4. На месте точек поставь нужную букву: А или Я.
рощ…
щук…
угощ…ть
ч…сы
пищ…
ч…йник
дяд…
л…мпа
щ…вель
(Проверка- с помощью карточек с буквами: А, Я.)
10. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу?
- Я все понял и справился со всеми заданиями.
- Я все понял, но были трудности.
- Я ничего не понял, мне было сложно.