Урок обучения грамоте "Буква Щ. Сочетание ща"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с правилом написания слов с сочетанием ЩА;
  • обобщать и закреплять знания о звуках и буквах;
  • учить детей правильно оформлять на письме предложения;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать аккуратность

Ход урока

1. Организационный момент.

У кого из вас есть желание потрудиться сегодня хорошо? Кто будет на уроке активно поднимать руку, отвечать, читать и писать?

2. Постановка темы урока.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно отгадать загадки.

  1. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь - очень гладкая,
    На вкус - как сахар сладкая.
    (морковь)
  2. Что за скрип? Что за хруст?
    Это что еще за куст?
    Как же быть без хруста,
    Если я -…(капуста)
  3. Дом зеленый тесноват:
    Узкий, длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда:
    Треснул домик гладкий.
    Поскакали кто – куда
    Круглые ребятки.
    (горох)
  4. Я - длинный и зеленый,
    Вкусен я соленый.
    Вкусен и сырой.
    Кто же я такой?
    (огурец)
  5. Как на нашей грядке
    Выросли загадки:
    Сочные да крупные,
    Вот такие круглые.
    Летом зеленеют,
    К осени краснеют.
    (помидор)

(Предметы-отгадки складываются в корзину. Можно использовать и картинки.)

- В некоторых словах- отгадках выделены буквы. Попробуйте собрать их в одно слово. Вам поможет буква, пройденная на прошлом уроке. Что это за буква? (Щ)

В О О И Щ

Полученное слово - ОВОЩИ.

- У поэта Ю. Тувима есть замечательное стихотворение. Называется оно «Овощи». Это стихотворение вы должны будете научиться выразительно читать. А сейчас послушаем разговор этих овощей.

(Дети открывают «Азбуку» В. Г. Горецкого, стр. 190.)

(Выходят подготовленные дети в масках овощей и читают стихотворение.)

3. Словарная работа.

А теперь проверим, какие вы внимательные.

Посмотрите на наши отгаданные слова. Что вы можете о них сказать? (Они словарные.)

- Что значит «словарные»? (Их написание нужно запомнить.)

- Возьмите свои листочки и найдите задание №1.

Задание №1. Вставь пропущенную букву в слова.

г…рох, п…мидор, м…рковь, к…пуста, …гурец, ов…щи

(Проверка - карточки переворачиваются и дети проверяют ответы: горох, помидор, морковь, капуста, огурец, овощи).

4. Актуализация знаний.

- Какая буква помогла нам составить слово «Овощи»? (Щ)

- Дайте характеристику букве Щ. (Согласный, непарный, глухой, шипящий, всегда мягкий.)

- Сегодня мы будем работать с этой буквой и узнаем секрет ее написания в словах.

5. Минутка чистописания.

(Письмо заглавной и строчной букв Щ.)

6. Работа над новым материалом.

- Какие буквы служат для смягчения согласных звуков? (и, е, ё, ю, я)

- В русском языке есть особенные гласные и особенные согласные буквы.

- В чем особенность согласных букв Ж, Ш, Ц? (Обозначают только твердые звуки.)

- Какую согласную букву вы знаете, которая обозначает только мягкий звук? (Буква Ч.)

- Какая гласная буква пишется после нее: А или Я? Почему? (Буква Я указывает на мягкость согласного звука, а буква Ч обозначает только мягкий звук, поэтому её смягчать не надо, значит всегда пишем после Ч букву А.)

- Мы знаем, что буква Щ тоже всегда мягкая. Какой вывод можно сделать о ее написании с буквами А и Я?

Вывод: ЧА-ЩА- пиши с буквой А!

- Попробуем выполнить задание по поиску слов с нашим правилом.

Задание №2. Найдите в предложениях слова со слогами ЩА, ЧА. Подчеркните их. Красным карандашом обведите букву после букв Щ, Ч. Сосчитай, сколько букв Щ в этих предложениях.

Щи да каша- пища наша.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Чайки часто пьют чай из чайника.

Физминутка.

(Проводится под музыку песни «Антошка» или «Урожайная».)

7. Работа над предложением.

- Для чего человек ест овощи?

В овощах много витаминов для укрепления нашего здоровья.

Морковка - помогает нам расти и улучшает зрение.

Свекла - улучшает нашу кровь и очищает организм.

Картофель - содержит калий, необходимый нашему сердцу.

- Значит, каким должно быть наше питание? (Богатое витаминами.)

Наши овощи выпали из корзины и рассыпались, также как и слова в предложении, которое нам нужно восстановить

Задание №3. Составь предложение из слов.

овощах  В  витаминов  полезных  много

- С какого слова начнем писать предложение? Почему? (С предлога В, потому что это слово написано с заглавной буквы.)

- Поставьте над словами цифры, указывающие на их порядок в предложении.

- Напишите это предложение самостоятельно.

- Найдите слово, в котором присутствует сегодняшнее правило, выделите это правило.

8. Подведение итогов урока.

- Какая буква была сегодня с нами на уроке?

- Дайте ей характеристику.

- Какое правило связано с этой буквой?

9. Закрепление знаний.

- Проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Задание №4. На месте точек поставь нужную букву: А или Я.

рощ…

щук…

угощ…ть

ч…сы

пищ…

ч…йник

дяд…

л…мпа

щ…вель

(Проверка- с помощью карточек с буквами: А, Я.)

10. Рефлексия.

- Как вы оцениваете свою работу?

- Я все понял и справился со всеми заданиями.

- Я все понял, но были трудности.

- Я ничего не понял, мне было сложно.

Приложение 1

Приложение 2