Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов "У камелька"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыки, литературе и живописи.

Задачи:

  • Образовательные: Расширить представление обучающихся, обогатить восприятие духовного наследия. Раскрыть духовный, внутренний мир ученика, его эмоции, различные идеи.
  • Воспитательные: Создать условия для формирования ценностно-художественных ориентиров, современного общества, основ нравственной культуры, потребности в общении с миром прекрасного. В различных видах музыкальной деятельности активизировать чувства коллективизма. Формировать эмоционально- образное мышление.
  • Развивающие: Развивать внутренний мир ученика, эстетические чувства. Дальнейшее формирование коммуникативных умений: умение слушать и слышать, вступать в диалог, аргументировать излагать свои мысли; работать над логическими умениями анализировать сравнивать музыкальные произведения. Любовь к родной природе.

Оборудование: Портреты: П.И. Чайковского, А. Вивальди, К. Дебюсси. Грамзаписи: Свиридов « Метель», песня «Три белых коня», П. И. Чайковский «У камелька», «Под музыку Вивальди», А. Вивальди концерт «Зима», К. Дебюсси «Шаги на снегу», Г. Свиридов «Поет зима аукает», Песня «Кабы не было зимы», видеозаписи, компьютер, репродукции.

Реквизит: камин, кресло-качалка, плед, свечи, нарисованное зимнее окно.

Ход мероприятия

1 слайд, приложение 1 - титульный.

Ведущий №1. Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем оторваны от природы.

Звучит музыка «Метель» Г. Свиридов.

На фоне музыки читаем стихотворение:

Ведущий №2.

Послушайте: музыка вокруг
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук
Ей служат ветер, плеск волны
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди волшебной тишины.

(Слайд № 2, приложение 1)

Ведущий №1.

И дятла дробь и поездов
Гудки чуть слышны в дремоте,
И ливень песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.

Ведущий №2.

А снега хруст, а треск костра! (Слайд №3, приложение 1)
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль и скрипка и гобой»

Слайд №4, приложение 1.

Ведущий №1. Какая у нас Зима? (Ответы.) Зима наша очень разная, она холодная, вьюжная, снежная. Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Вот так она появляется у А.С.Пушкина: холодная, но беспечальная.

Ученик:

Вот север, тучи нагоняя, (Слайд №5, приложение 1)
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами (Слайд №6, приложение 1)
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою (Слайд №7, приложение 1)
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Слайд №8, приложение 1.

Ведущий №2. И люди рады «проказам матушки зимы». Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться, а снег – скользкий и легкий, красивый. Санки по снегу – захватывает дух, ловко брошенный снежок обжигает кожу. Весело зимой!

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор-
Великана из снега слепили!

Палку в нос провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он ребячья гроза, –
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!..

В стихах, как и музыке, передается настроение человека.

Звучит « Три белых коня». (Исполняет группа детей)

Слайд: пусто.

Ведущая №1. Наверное, у каждого человека определенное время года вызывает целый пласт образов, мыслей, переживаний, близких и понятных только ему. И если бы все композиторы писали свои « времена года», то, конечно, это было бы совершенно непохожие произведения, которые отражали бы не только поэзию природы, но особый художественный мир создателей.

(Слайд №9, приложение 1) Цикл « времена года» П. И. Чайковского где каждая пьеса отражает настроение, связанные с природой, а так же с тем или иным временим человеческой жизни. Времена года, как люди, разные лицом и характером. Самое волшебное время года, пожалуй зима.

Слайд №10, приложение 1.

Она дарит самые любимые праздники…

Слайд № 11, приложение 1.

…самые веселые забавы, самые интересные сказки, долгими таинственными вечерами.

Слайд №12, приложение 1.

Звучит музыка: Январь «У камелька» П.И.Чайковского «Времена года».

Появляется ученик, садится в кресло и читает:

  1. Сижу задумчив я один,
    На потухающий камин сквозь слез гляжу –
    С тоскою мыслю о былом
    И слов в уныние моем не нахожу..
  2. Тускнеют угли. В полумраке.
    Прозрачный вьется огонек.
    Так плещет на багряном маке
    Крылам лазурным мотылек.
  3. Хорошо зимним вечером сидеть дома, в тепле.
    Пусть где-то метут метели, кругом снег и холод, а у камелька уютно, спокойно,
    Можно дремать и слушать бабушкины сказки, мечтать, вспоминать прошедшие года.
    Какое откровение души, какая высокая культура чувств!

Дослушали музыку.

Слайд №13, приложение 1. Портрет А. Вивальди, звучит «Под музыку Вивальди».

Появляется ученик, зажигает свечу, и читает слова:

Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
(Пастернак)

Слайд №14, приложение 1.

Звучит концерт А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

На фоне музыки ведущий №1говорит: Зима – снег да холод. Мороз трескучий. Зимний день бывает разный. То сверкающий, солнечный, звонкий. То серенький, мягкий, тихий. Зима волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.

Слайд №15, приложение 1.

Ученик №1.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна…

Слайд №16, приложение 1.

Ученик №2.

Чародейкою- зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.

Ведущий №2. В концерте А. Вивальди «Зима» композитор достигает вершин художественной изобразительности уже в первых нот мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи.

Слайд №17, приложение 1.

Зима – волшебница. Она очаровывает природу. Тютчев пишет: « Чародейкою- зимою околдован, лес стоит…» Или Есенин: « Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна …» Зима красит природу невидимыми нарядами.
Слайд №18, приложение 1.

Портрет К.Дебюсси.

Ведущий №1. Клод – Ашиль Дебюсси французский композитор оказавший огромное влияние на музыку XX века.

Слайд №19, приложение 1.

Гармония может очеловечить художественный образ, придать ему глубину и объемность.

«Шаги на снегу» - вот все, что сказал композитор словами об этом произведении. Остальное договаривает музыка, рисующая едва различимые следы на нетронутой белизне снега, (Слайд №20, приложение 1) бесконечное одиночество человека, оставляющего позади свое прошлое, свои мечты и надежды…

Слайд № 21, приложение 1.

Звучит произведение К.Дебюсси «Шаги на снегу».

Ведущий №2. Многие поэты и музыканты признавались, что их первым учителем красоты была сама природа c ее непередаваемыми сочетаниями оттенков, вибрацией света, изменчивостью, многоликостью, вечным трепетом жизни.

Слайд №22, приложение 1.

Зима, это бескрайняя снежная равнина, звон бубенцов мчащейся тройки, завывание метели и безмолвный скованный морозом лес. Стихотворение С.Есенина передает различные звуки зимы. На музыкальность образа указывают уже саамы первые строки стихотворения:

Слайд №23, приложение 1.

Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Ребята, что значит стозвон? Это прямые сосны, они тянется к солнцу и похожи на струны органа. Ветер касается этих бесчисленных струн, и в лесу раздается стозвон.

Слайд №23, приложение 1.

Звучит кантата Г.Свиридова «Поет зима аукает» («воробушки игривые… слайд №24, приложение 1).

После звучания: ведущий №1. В этой кантате Г.Свиридова отчетливо выражены шум ветра, сила вьюги, суровый, лишенный малейшего тепла зимний мир. Музыка живо рисует картину зимы. Передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра.

Ни одно время года так не волшебно. Зимой все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей и спит, ожидая весны и солнца. И чародейка - зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную.» это жизнь сна , время необычной белой и тихой природы.

А как вы думаете, ребята, какие настроения в музыке зимы? Совпадало ли ваше настроение с картинами и музыкой? Нарисуйте или опишите какое настроение у зимы.

Д/з: Написать сочинение или нарисовать картину.

Группа детей исполнят песню «Кабы не было зимы».