Цель игры: ознакомление дошкольников с особенностями построения сказочных конструкций и обучение тонкостям создания новых волшебных сказок.
Оборудование:
15 «основных» цилиндров (размером примерно 5 X 3 см.) с наклеенными на них символическими изображениями, обозначающими части сказок:
- «Отлучка героя из дома» (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);
- «Запрет» (символическое обозначение – восклицательный знак);
- «Нарушение запрета» (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);
- «Неприятность, задача» (символическое обозначение – вопросительный знак);
- «Встреча с недругом и его сверхъестественная сила» (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);
- «Встреча с другом» (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));
- «Превращение» (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);
- «Поиск пути» (символическое обозначение – компас);
- «Погоня» (символическое обозначение – бегущий человек);
- «Обман» (символическое обозначение – маска),
- «Получение героем волшебного дара» (символическое обозначение – ключ);
- «Битва с врагом» (символическое обозначение – два скрещенных меча);
- «Наказание» (символическое обозначение – кнут);
- «Победа» (символическое обозначение – латинская буква”V”);
- «Счастливый конец (свадьба)» (символическое обозначение – два обручальных кольца).
Примечание: это могут быть и другие объёмные геометрические фигуры, например кубики, кирпичики и т.д.
4 «дополнительных» цветных цилиндра с буквенными обозначениями:
- синего цвета с буквенным обозначением «Р» – «рассказ о герое» (обозначает, что ребёнок должен не только описать внешний вид персонажа, но и дать характеристику его человеческим качествам);
- зелёного цвета – с буквенным обозначением «О» – «описание местности» (обозначает, что автор сказки должен рассказать о месте и времени происходящих событий);
- жёлтого цвета с буквенным обозначением «Б» – «беседа» (обозначает, что дошкольник должен ввести в повествование диалог между двумя персонажами).
- белого цвета с буквенным обозначением «С» – «сравнение» (обозначает, что ребёнок должен сравнить между собой двух героев сказки по внешним данным и их личностным качествам).
10–15 карточек с изображенными на них предметами и явлениями окружающей действительности; мешочек (из непрозрачной ткани) или коробка.
Методика проведения игры
Подготовительный этап: Вспоминая с детьми знакомые произведения, освойте значение каждого символа, изображенного на цилиндре.
I этап :
- Содержание каждого прочитанного произведения «записывайте» с помощью фигур с символическими обозначениями.
- Предложите дошкольникам пересказать волшебную сказку по полученной модели.
II этап : Далее приступайте к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести элементов. Сначала это может быть коллективное придумывание сказок .
III этап :
- Предложите ребёнку выбрать героев будущей волшебной сказки. В начале работы для этого лучше всего использовать карточки с изображенными на них предметами и явлениями окружающего мира.
- Поместите цилиндры в непрозрачный мешочек или коробку и тщательно перемешайте. Попросите ребёнка вытащить из мешочка несколько фигур. Из произвольно вытащенных цилиндров с символами дошкольнику предложите самостоятельно выстроить сюжетную линию будущей сказки. При этом бочонки: «начало сказки» и «счастливый конец (свадьба)» обязательно добавляйте в эту конструкцию. А бочонки: «рассказ о герое», «описание местности», «сравнение» и «беседа» рекомендуем добавлять в зависимости от целей, преследуемых на занятии.
Варианты игры: Можно сочинять сказки индивидуально и коллективно, парами и в группах, соревнуясь у кого, история получится более интересной и занимательной. Предложите дошкольникам придумать фантастическую историю на заданную тему или по ключевому слову, а можно начинать сочинять сказки с середины или конца.
Приложение. Фотографии игры.