Жиры-триглицериды

Разделы: Химия


ЦЕЛЬ: расширить представления учащихся о жирах, дать понятия, что такое глицериды.

ЗАДАЧИ:

  • познавательные: развивать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой, ИКТ;
  • развивающие: развивать исследовательские способности, совершенствовать умение учащихся наблюдать за веществами и происходящими с ними изменениями, умение самостоятельно и творчески мыслить;
  • воспитательные: формировать навыки работы в группе.

Методы и методические приемы: самостоятельная работа, беседа, фронтальный опрос, индивидуальные творческие работы, исследовательский лабораторный эксперимент.

Тип урока: комбинированный.

Дидактический материал: проверочные листы, карточки индивидуальной работы

Девиз урока: " Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда - пробуйте еще". Д.И.Менделеев

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель и план урока, подчеркивается значение материала изученной темы.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО РАНЕЕ МАТЕРИАЛА.

Осуществите синтез.

С3Н - 2НС - СН2 О Н -> СН3 - СОО - СН3 -> СН3 - СООН -> (СН3СОО)2С

и назовите конечный результат. Во втором уравнении реакции укажите условие, при котором равновесие в ней может быть смещено в сторону прямой реакции.

НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Вступительное слово учителя: У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:

- Путешествуя по России, Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже", - вспоминал поэт.

- ОНО явилось причиной восстания сипаев в Индии (говяжьим жиром была промаслена бумага патрона, которую необходимо было срывать зубами индийским воинам, но по религиозным законам употреблять в пищу продукты священного животного - коровы было под строгим запретом).

- ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.

- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.

- ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке.

- Липиды

Ответы учеников.

Учитель: Да, это жиры и нам следует на уроке не только изучить свойства жиров, но и научиться давать название и уметь составить формулу любого жира. Но вначале мы узнаем об истории вопроса.

Историческая справка

Группа учащихся, в качестве опережающего задания, готовит презентацию исторической справки. В качестве дополнительной литературы для учащихся может быть предложена "Энциклопедия для детей. Химия", М.: Аванта +, 2000. - С. 494.

Слово учителя: Жиры - это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и карбоновых кислот. Эти эфиры образуются не с одной какой-либо кислотой, а с разными высшими кислотами. Назовите с какими?

(пальмитиновая - С15Н31СОН стеариновая - С17Н35СООН ,олеиновая С17Н33СООН; линолевая - С17Н29СООН) формулы записываются на доске.

Слово учителя: Зная общую формулу сложных эфиров, мы можем написать формулу жира, но для этого необходимо помнить формулу глицерина. Вывод формулы у доски. Например:

А) по единому составу остатков карбоновых кислот:

Б) по различному составу остатков карбоновых кислот:

Следовательно, общая формула жиров (триглицеридов):

Радикалы R1; R2; R3 означают различные остатки карбоновых кислот.

Классификация жиров. Физические свойства.

Группа учащихся, в качестве опережающего задания, готовит данную презентацию. Литература: "Все обо всем", энциклопедия для детей.

Жиры (см. презентацию "Жиры (триглиериды)"

Твердые Жидкие
(животного происхождения) (растительного происхождения)
чаще твердые (говяжий жир) Растительные - жидкие
исключение жидкий (рыбий жир) (льняное, подсолнечное)
исключение твердое - кокосовое

Состав молекул

1. Глицерин 1. Глицерин
2. Предельные одноосновные карбоновые 2. Непредельные одноосновные
кислоты с нормальной неразветвленной карбоновые кислоты и нормальной и
цепью и четким числом атомов углерода разветвленной цепью атом углерода

Название кислот

Пальмитиновая

Олеиновая

Стеариновая

Линолевая

Экспериментальная часть. Физические свойства.

А) растворимость жиров в воде при нормальных условиях;

Б) растворимость жиров в воде при температуре.

А) В первую пробирку опустить небольшой кусочек жира, во вторую влить подсолнечное масло. В каждую влить воду. Все содержимое двух пробирок хорошо встряхнуть.

- Что наблюдаем? Что происходит с жиром?

Б) Пробирки с растворами медленно нагреваем.

- Изменилось содержимое в пробирке? Почему?

Вывод:

1. Все жиры легче воды. В воде не растворимы.

2. Нагревание ведет к эмульгированию. Раствор мутный из-за примесей. Неприятный запах дает С17 Н35 СООН, С15Н31 СООН.

В) сравнение растворимости подсолнечного масла в различных растворителях.

Заготовьте три кусочка фильтровальной бумаги (3,5х3,5).Центральную часть каждого кусочка смочите подсолнечным маслом так, чтобы образовалось небольшое пятно величиной 6-8 мм в диаметре. К центру пятна на бумаге прикоснитесь стеклянным капилляром, наполненным этиловым эфиром. Капилляр держать перпендикулярно к бумаге, добавлять пока пятно, расплываясь, увеличится в диаметре (проводить желательно под тягой).

Аналогично этот опыт проводить с бензолом и этиловым спиртом.

Слово учителя: Что происходит при выполнении опыта? Наблюдение запишите.

Наблюдение: по испарении растворителя в центре окажется кружочек чистой, обезжиренной бумаги, а масло расположится на периферии расплывшегося пятна концентрическим кольцом, с бензином результат повторится - это указывает на то, что эфир и бензол хорошо растворяет подсолнечное масло и способен экстрагировать (извлекать его из бумаги).

По испарение спирта центральное масляное пятно останется почти без изменения. Этиловый спирт плохо растворяет подсолнечное масло.

Учащиеся делают вывод: Все жиры легче воды. В воде они не растворяются, но хорошо растворяются в органических растворителях.

Экспериментальная часть. Химические свойства жиров.

Слово учителя: ребята, мы познакомились с физическими свойствами жиров, переходим к изучению химических свойств.

Химические свойства жиров определяются принадлежностью их к классу сложных эфиров, поэтому наиболее характерна для них какая реакция?

Учащиеся: реакция гидролиза.

Учитель: Гидролиз сложных эфиров протекает, в какой среде?

Учащиеся: в кислой, щелочной

Учитель: Реакция гидролиза сложных эфиров характерно и для жиров, т.к. они являются сложными эфирами по своему химическому строению.

(Данная реакция идет длительное время и ее выполняет индивидуальная группа учащихся, которая затем делает отчет по данному опыту. Задание дается на карточке)

Опыт 1. В небольшую фарфоровую чашку диаметром 5-6 см поместить из бюретки точно 1 мл касторового масла и 0,2мл(4 капли) 35%-ного раствора едкого натра.

Небольшой стеклянной палочкой размешайте щелочь с маслом до образования вполне однородной эмульсии.

Так как касторовое масло имеет большую вязкость в отличии от подсолнечного начинает омыляться щелочью уже на холоду, что заметно по загустеванию масла при смешивании его со щелочью - происходит образовании эмульсии.

Затем поставьте чашку на кольцо с асбестовой сеткой и нагревайте на пламени спиртовки так, чтобы небольшое пламя касалось сетки. Все время помешивайте стеклянной палочкой, придерживая чашку пробиркодержателем. Когда масса начнет загустевать, добавьте из пипетки 2 мл дистиллированной воды и снова нагревайте, все время, помешивая, пока не получиться однородная и прозрачная слегка желтоватая жидкость, так называемый мыльный клей. Продолжайте выпаривать воду, пока мыльный клей не начнет приставать к палочке все больше и больше и, наконец, не станет застывать в виде белых рыхлых пластинок после вынимания палочки из чашки. Снимите чашку с огня. Если варка шла, нормально и мыло не подгорело, то получиться небольшой кусочек твердого белого мыла.

Параллельно с данным опытом можно предложить классу проделать следующий опыт.

Учитель: Пока исследовательская группа выполняет индивидуальное задание, мы ребята выполним следующий опыт. Растительные жиры и масла являются обязательным компонентом пищи и структурно-пластическим материалом для организма человека, поставщиком ряда необходимых для него веществ. Что с ними происходит в организме?

Ученик: Жиры в кишечнике живых организмов в присутствии ферментов подвергаются гидролизу.

Учитель: верно, проделаем этот опыт.

Опыт 2. В три пробирки прильем масло и в каждую насыпать порошки (заранее в фарфоровой ступке измельчить) таблеток: "Мезим", " Фестал", "Гастал".

Учитель: радикалы R1,R2,R3 означают, что одновременно образуются разные карбоновые кислоты.

Данная реакция может проходить и в щелочной среде, эту реакцию делают ученики " исследователи". Посмотрим, сто у них получилось!

Учащиеся: Показывают результат реакции и записывают уравнение реакции.

Учитель: гидролиз жиров в щелочной среде называют омыление, т. к образуются натриевые соли высших карбоновых кислот, они называются мылами.

В жирах и маслах обнаружено до 300 карбоновых кислот различного строения, однако большинство из них присутствуют в небольшом количестве. Например, стеариновая и пальмитиновая кислоты входят в состав рапсового масла. В состав большинства наиболее распространенных масел входят ненасыщенные кислоты, содержащие 1-3 двойные связи.

Как это можно доказать?

Учащиеся: На непредельные углеводороды есть качественная реакция - это взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.

Учитель: Ребята, у вас на столах исследуемый материал (маргарин, рыбий жир, кулинарный жир, сливочное масло и т.д.) Докажите непредельный характер жиров?

Опыт 3. В пробирку прилить 2-3 капли масла и добавить 1-2 мл бромной воды. Все перемешать стеклянной палочкой.

Ожидаемый результат: если масло (жир и т. д.) содержит остатки непредельных карбоновых кислот, то произойдет обесцвечивание бромной воды. Маргарин не будет проявлять свойства непредельных углеводородов, т.к. содержит остатки предельных карбоновых кислот.

Учитель: нам ребята осталось разобрать последний вопрос, не менее важный применение жиров.

По данному вопросу ученик, в качестве опережающего задания, выполняет презентацию.

1. Теперь мы далее пойдем
И к применению жиров придем.
Жиры, масла - основа пищи нашей
Энергия, вода- стройматериал -
Для получения масляных красок и олиф.

2. Нехватка витамина Д у нас:
Применяй-ка рыбий жир сейчас.

3. Жир содержится в молоке,
Да и в йогурте он имеется.
Вред принесут и семечки, и вафли,
Если есть их будем без оглядки.

4. Жир способен в организме оставаться,
А фигура наша быстро расширяться.

Закрепление материала.

Учитель: Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

Весь ли намеченный план выполнили? Проверим.

Ответим на вопросы

Вопросы

1. При помощи, каких веществ улучшается расщепление жиров на глицерин и карбоновые кислоты? (ферменты)

2. Наиболее характерная реакция на жиры? (гидролиз)

3. Соли высших карбоновых кислот, входящие в состав жиров называются? (мылами)

4. Вещтво входящие в состав молекулы жира? (глицерин)

5. Раствор жира в воде называется? (эмульсия)

6. Жидкие жиры это - ? (масла)

7. В природных жирах непредельных кислоты встречаются в :.? форме (цис-)

8. Кто впервые изучил состав жиров? (Шеврель)

9. Качественная реакция на масла? (бромирование)

10. Твердый жир (маргарин)

11. Конечный продукт окисления жиров (диоксид углерода)

12. Для получения из жиров глицерина, карбоновых кислот и мыла необходима реакция? (омыления)

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.