Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Обособленные члены предложения».
Ход урока
(Приложение 1. Презентация к уроку)
Слайд №1. Запишем число, тему урока, поставим цель.
Слайд №2. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А.П.Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Как вы считаете, можно слова Чехова взять в качестве эпиграфа?
Нота.
- Графический знак, изображающий музыкальный звук.
- Ноты – текст музыкального произведения, графически изображённый.
(Знаки препинания помогают нам понять написанное, верно передать смысл предложения.)
Слайд №3. Мы знаем много знаков препинания, но сегодня мы говорим о знаках препинания при обособленных членах предложения. Заглянем в словарь!
Обособить:
- Выделить из общего, создав особое от других положение.
- В грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.
Слайд №4. Обособленными могут быть второстепенные и уточняющие члены предложения. Мы будем с вами говорить об обособленных второстепенных членах.
Слайд №5. Вспомним второстепенные члены предложения.
Слайд №6. Выполните практическое задание. Определите вид обособления, расставьте знаки препинания.
Прав ли был Чехов, утверждая, что знаки препинания служат нотами при чтении?
Какую роль играют обособленные члены предложения?
(Обособляя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они украшают текст.)
Оцените свою работу.
Слайд №7. Вспомните условия обособления определений и приложений.
Слайды №8 – 11. Выполним тест. Оцените свою работу.
Слайды №12 – 13. Вспомним согласованные и несогласованные определения и сделаем вывод, чем может быть выражено определение и приложение.
Слайд №14. Выполните практическое задание. Вставьте обособленное определение или приложение.
- В предложение №1 вставьте обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
- В предложение №2 вставьте обособленное определение, выраженное одиночным прилагательным.
- В предложение №3 вставьте обособленное определение, выраженное одиночным причастием.
- В предложение №4 вставьте распространённое обособленное приложение.
- В предложение №5 вставьте обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.
- В предложение №6 вставьте нераспространённое обособленное приложение.
Взаимопроверка в парах, оценивание работы.
Слайд №15. Полминутки шутки. Проверка домашнего задания.
Нужно было закончить предложение так, чтобы продолжалась беспрерывная цепочка причастных оборотов. Начало предложения нестандартное, чудаковатое.
Летом на улице я встретила странного человека, одетого в пальто, вывернутое наизнанку мехом, торчащим клочьями, похожими на причёску клоуна…
Слайд №16. Посмеялись? А сейчас вспомним условия обособления обстоятельств.
Слайд №17. Классифицирующий диктант. Заполните таблицу.
Проверьте. Оцените работу.
Слайд №18. Очень часто мы допускаем ошибки. Составляя предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Не всегда уместным бывает деепричастный оборот. Исправьте ошибки в предложениях.
Можно записать в тетради 1-3 предложения.
Слайд № 19. Мы с вами вспомнили условия обособления определений, приложений и обстоятельств. Выполните практическое задание. Найдите предложение, соответствующее схеме.
Слайды №20 – 21. Итог урока. Работа с текстом. Представьте, что вы на экзамене. Перед вами текст «Бабушка». Выполните задания по тексту.
- Прочитайте выразительно (приложение 2)
- Определите, к какому стилю речи относится текст. Объясните, почему вы так решили.
- Из предложений I абзаца (№ 1 – 6) выберите предложение, в котором два обособленных обстоятельства. Первое выражено деепричастным оборотом, второе – существительным с предлогом.
- В предложении №4 укажите обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
- В I абзаце укажите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство и обособленное определение.
- В предложении №7 (II абзац) найдите обособленное определение, относящееся к личному местоимению.
- В предложении №7 найдите обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Проверьте работу. Ключ на доске (приложение 3), поставьте оценку за урок.
Слайд №22. Запишите домашнее задание.