Цель: повторить материал 1 главы
Задачи: уметь применять на практике полученные знания; уметь делать выводы и обобщать.
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности
Вид урока: урок-упражнение
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Требования согласно программе:
Ученик должен
- иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В.И.Вернадского (“Учение о биосфере”)
- знать понятия:“Водная среда”, “Наземно-воздушная среда”, “Почвенная среда”, “Средообразующая деятельность организмов”, “Экологические факторы”, “ Экологическая ниша”, “Экологические ресурсы”.
Междисциплинарные связи: география
Внутридисциплинарные связи: биология, ботаника, зоология, анатомия.
Обеспечение занятия: оборудование- презентация “Организмы и среды их обитания”
Ход урока.
1. Организационный момент.
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе;
- наличие учащихся;
2. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия
Для чего нужны знания об основных средах жизни? Как можно применить эти знания?
3. Актуализация знаний.
Тема: Основные среды жизни.
План
- Распространение жизни в биосфере
- Водная среда
- Наземно-воздушная среда
- Почвенная среда
- Организмы как среда обитания
- Средообразующая деятельность организмов
- Экологическая ниша
- Экологические ресурсы
- Соответствие между организмами и средой обитания.
4. Подведение итогов.
Анкетирование (устно или письменно):
- Какие вопросы изученной темы показались вам наиболее интересными и познавательными?
- Какие вопросы вызвали затруднение в понимании?
- Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?
- По каким вопросам вам хотелось бы получить дополнительные сведения, научную информацию?
5. Сообщение домашнего задания. Повторить материал главы №1, готовиться к зачету.
Эпиграф (мотивация учебной деятельности)
Распространение жизни в биосфере
- Что изучает экология?
- Кем и когда был введен в употребление термин “экология”?
- Экология. Почему это слово, еще совсем недавно известное лишь специалистам-биологам, в настоящее время приобрело всеобщую известность?
- Кто был создателем учения о биосфере?
- В каких же средах распространена жизнь в биосфере?
Водная среда
- Какие приспособления выработались у организмов к обитанию в водной среде?
- Задача: Почему именно в водной среде обитают самые крупные и тяжелые животные?
Наземно-воздушная среда
- Назовите основные особенности организмов-обитателей наземно-воздушной среды
- Задача: Почему органы опорно-двигательной системы животных и опорной системы растений имеют наивысшее развитие в наземно-воздушной среде?
Почвенная среда
Эксперимент: Если смешать воду,песок,глину,неорганические (суперфосфат и калийная соль) и органические удобрения (торф), будет ли эта смесь почвой?
ИГРА “Устами младенца”
Организмы как среда обитания
Какую роль играют дикие и домашние животные в распространении паразитов человека?
Средообразующая деятельность организмов
- Задача: На степном участке высадили несколько тысяч сеянцев дуба. Через несколько десятков лет деревья поднялись на большую высоту, кроны их разрослись и сомкнулись. Укажите, какие изменения произошли на участке, где человек изменил (искусственным насаждением) только растительный компонент?
- Приведите примеры различных экофакторов.
Экологическая ниша
На рисунке представлена фигура, изображающая экологическую нишу одного из видов креветки по температуре и солености.
- Какая это ниша?
- Какова оптимальная температура и соленость для данного вида?
- Что такое экологическая ниша?
Экологические ресурсы
Какой ресурс и как его используют данные растения?
Соответствие между организмами и средой обитания.
- Назовите какой среде и какой экосистеме соответствуют данные жизненные формы?
- Как животные реагируют на сезонные изменения климата?
- Почему теперь уже каждый год появляются сообщения в СМИ о том, что не дожидаясь весны, просыпаются медведи и ежи, появляются подснежники и другие эфемеры, распускаются почки? Все это происходит среди зимы. Каковы причины данных явлений?
Эпиграф (анализ)